Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Синицыной О.Р., Андреева С.В.,
при секретаре Шпилевой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Танаева Г.Л. по доверенности Танаевой В.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 ноября 2012 года по иску Танаева Г.Л. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете пенсии, которым Танаеву Г.Л. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., выслушав объяснения представителя Танаева Г.Л. по доверенности Танаевой В.А., представителя ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Абрамова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Танаев Г.Л. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району, в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по инвалидности: за период с 1 января 2002 года по 8 июня 2005 года с учетом двух иждивенцев - сыновей ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ, а за период с 9 июня 2005 года по 30 апреля 2010 года с учетом одного иждивенца - ФИО2 Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 3 группы, с 23 мая 1995 года является получателем пенсии по инвалидности. В соответствии с положениями ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 января 2002 года лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, были установлены гарантированные выплаты. О том, что ему полагаются выплаты с учетом иждивенцев он узнал только в апреле 2010 года, после чего обратился с заявлением к ответчику, ему произведен расчет пенсии с учетом одного иждивенца с 1 мая 2010 года. На его обращение о производстве перерасчета пенсии за период с 1 января 2002 года по 30 апреля 2010 года, отказано. Он считает данный отказ незаконным, так как по состоянию на 1 января 2002 года на его иждивении имелось двое несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пенсионном деле имелись все необходимые документы для перерасчета пенсии по инвалидности с учетом иждивенцев, то есть ответчик обязан был самостоятельно произвести перерасчет пенсии в соответствии положениями закона без его заявления.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Танаева В.А. просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что документы, подтверждающие право Танаева Г.Л. на перерасчет пенсии в связи с наличием иждивенцев, имелись в пенсионном деле с момента назначения пенсии по инвалидности, то есть с 1995 года. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 29 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение с 1 января 2002 года должна быть произведена оценка пенсионных прав по имеющимся сведениям в пенсионном деле и произведен перерасчет пенсии с учетом двух иждивенцев без истребования у пенсионера заявления. Оценка пенсионных прав Танаева Г.Л. была проведена с нарушением закона, специалисты пенсионного органа не уведомили истца о возможности рассчитать базовую часть трудовой пенсии с учетом нетрудоспособных иждивенцев (несовершеннолетних детей), самостоятельно не произвели соответствующий перерасчет. В результате ошибки, допущенной ответчиком, Танаев Г.Л. лишился права на пенсию по инвалидности с 1 января 2002 года в том размере, в котором он мог бы получать ее с учетом двух иждивенцев.
В суде апелляционной инстанции представитель Танаева Г.Л. по доверенности Танаева В.А. доводы жалобы поддержала, просила вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области по доверенности Абрамов В.В. полагал доводы жалобы необоснованными, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обозрев пенсионное дело на имя Танаева Г.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Танаев Г.Л., как инвалид третьей группы инвалидности вследствие трудового увечья, является получателем трудовой пенсии по инвалидности с 23 мая 1995 года.
Трудовая пенсия по инвалидности Танаеву Г.Л. была назначена по нормам Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Несмотря на то, что нормами указанного закона не предусматривалось увеличение пенсии с учетом нетрудоспособных иждивенцев, в пенсионный орган при назначении пенсии в 1995 году Танаевым Г.Л. были представлены свидетельства о рождении детей: Танаева Александра Геннадьевича 8 июня 1987 года рождения и Танаева Дениса Геннадьевича 25 апреля 1993 года рождения, а также справка с места жительства о составе семьи.
В заявлении о назначении пенсии Тананева Г.Л. от 6 июня 1995 года, в графе "вид пенсии" указано - "по инвалидности", в графе "число иждивенцев" указано количество иждивенцев - "2". В решении о назначении пенсии также отражено, что к заявлению Танаевым Г.Л. прилагались копии свидетельств о рождении детей. (л.д.27-29).
С 1 января 2002 года вступил в силу ФЗ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым размер трудовой пенсии по инвалидности стал рассчитываться исходя из базовой и страховой частей.
В соответствии с п.7 ст.15 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред., действующей на момент принятия закона, то есть на 1 января 2002 года) размер трудовой пенсии по инвалидности определялся по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности (пункты 1 -2 настоящей статьи);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности (пункт 3 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности (пункт 5 настоящей статьи).
В силу положений п.2 ст.15 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (в ред. на момент принятия) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1,3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности определялся в фиксированных суммах, в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности и от количества иждивенцев.
С 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N213-ФЗ ст.15 ФЗ "О трудовых пенсиях" изложена в новой редакции, вместо понятия базовая часть трудовой пенсии, введено понятие фиксированного базового размера трудовой пенсии. При этом фиксированный базовый размер трудовой пенсии сохранил ту же социальную гарантию, что и базовая часть трудовой пенсии, так как ее размер также устанавливался в твердой фиксированной сумме, зависел от группы инвалидности и наличия иждивенцев.
Таким образом, начиная с 1 января 2002 года наличие у пенсионера иждивенцев - нетрудоспособных членов семьи стало обстоятельством, которое влияет на повышенный размер базовой части пенсии и, соответственно, в целом влечет увеличение размера пенсии по инвалидности.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2002 года перерасчет размера пенсии по инвалидности с учетом наличия нетрудоспособных иждивенцев Танаеву Г.Л. по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не производился.
Из материалов дела видно, что с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части пенсии с учетом одного нетрудоспособного иждивенца (на момент подачи заявления) Тананев Г.Л. обратился 29 апреля 2010 года.
Перерасчет произведен УПФР по г.Костроме и Костромскому району Костромской области в соответствии с нормами ст.20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 1 мая 2010 года. Таким образом, ответчик, не оспаривая право Тананева Г.Л. на повышенный размер пенсии с учетом наличия иждивенцев, исходил из заявительного характера перерасчета.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также руководствовался положениями ст.20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб (далее Правила), и пришел к выводу, что перерасчет пенсии в сторону увеличения в связи с наличием иждивенцев, возможен только на основании заявления получателя пенсии.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не основаны на нормах права, регулирующих спорные отношения.
Действительно, в силу п.1 ст.20 ФЗ "О трудовых пенсиях по старости в РФ" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Между тем как следует из содержания приведенной нормы, она регулирует порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии, а не фиксированного базового размера трудовой пенсии, о чем возник спор.
В соответствии с п.1 ст.17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
С позицией ответчика, которую принял суд первой инстанции, о том, что заявительный порядок перерасчета пенсии в данном случае предусматривается пунктами 28 и 29 Правил также согласиться нельзя, учитывая следующее.
В силу п.28 указанных Правил перерасчет установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Согласно п.2 ст.17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Пункт 29 Правил также предусматривает перерасчет пенсии в указанных случаях (в связи с установлением более высокой группы инвалидности, изменением причины инвалидности и достижением пенсионером возраста 80 лет).
Из анализа приведенных норм следует, что лишь в указанных случаях действует положение закона о заявительном характере перерасчета, то есть когда перерасчет может быть произведен только на основании дополнительно представленных документов, например, после назначения пенсии у пенсионера изменилась группа инвалидности, либо родился ребенок.
В настоящем деле в отношении условий, влияющих на размер пенсии истца, наступили иные, не указанные выше факты, в связи с чем должен быть произведен не перерасчет, а автоматический пересчет пенсии на основании документов пенсионного дела, с учетом применения повышенного размера базовой части пенсии при наличии двух иждивенцев.
Это подтверждается и положениями п.1 ст.29 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений ч.1 ст.29 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принимая во внимание ТелетайпограммуМинистерства труда и социального развития РФ N 8804-ЮЛ и Правления ПФ РФ N ЛЧ-06-27/10324 от 13.12.2001 г. "О перерасчете пенсий с 01 января 2002 года" в п.2, которой однозначно указано на то, что в целях своевременной и правильной организации работы по перерасчету с 1 января 2002 года размеров пенсий, установленных по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании баз данных о пенсионерах по состоянию на 31 декабря 2001 года необходимо осуществить автоматизированным способом повышение, в том числе пенсий по инвалидности с учетом иждивенцев.
Такой пересчет автоматизированным способом, то есть без истребования заявления пенсионера, исключительно на основании документов, находящихся в пенсионном деле, в отношении истца со стороны органа, ответственного за выплату пенсии в надлежащем размере, своевременно, с 1 января 2002 года выполнен не был.
В силу п.2 ст.23 ФЗ "О трудовых пенсиях в российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что на момент вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у Тананева Г.Л. имелось на иждивении двое несовершеннолетних детей, то до совершеннолетия старшего сына ФИО1 пенсионный орган обязан произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2002 года по 8 июня 2005 года с учетом двух иждивенцев - сыновей - ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения, а за период с 9 июня 2005 года по 30 апреля 2010 года с учетом одного иждивенца - ФИО2.
На основании положений ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования города Костромы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 23 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Танаева Геннадия Леонидовича удовлетворить.
ОбязатьГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством трудовой пенсии по инвалидности Танаеву Г.Л.
за период с 1 января 2002 года по 8 июня 2005 года с учетом двух иждивенцев -сыновей - ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения,
за период с 9 июня 2005 года по 30 апреля 2010 года с учетом одного иждивенца - сына ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ рождения,
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области госпошлину в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования города Костромы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.