Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Веремьевой И.Ю.,
и судей: Лукьяновой С.Б. и Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 октября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Мантуровского района в интересах Бакулина В.С., администрация Костромской области обязана предоставить Бакулину В.С. по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Мантуровского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Бакулина В.С. к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Требования мотивированы тем, что Бакулин В.С., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать лишена родительских прав решением "наименование суда" от ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы самоуправления г. Мантурово N1064 от 13 декабря 2005 г. попечителем в отношении несовершеннолетнего Бакулина В.С назначена Ш.Л.И. Постановлением главы самоуправления г. Мантурово N 71 от 03 февраля 2004 года за Бакулиным В.С. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", которое отменено 14 февраля 2011 г. Приказом начальника межрайонного территориальною отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N5 по г. Мантурово и Мантуровскому району N 15-О от 31 января 2011 года Бакулин В.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Бакулин В.С. окончил прохождение военной службы по призыву и на основании Приказа N от ДД.ММ.ГГГГ уволен, в настоящее время нигде не учится, не работает, проживает в жилом помещении, принадлежащем Ш.Л.И. (попечительство снято в связи с совершеннолетием Бакулина В.С.) по адресу: "адрес".
Указал, что согласно п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенция из федерального бюджета).
Полагает, что Бакулин В.С., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.3 ст.40, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.6 Закона Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", ч.3,4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006 года N 984-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" должен быть обеспечен жилым помещением на территории Костромской области с момента окончания прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить Бакулину В.С. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение на территории Мантуровского муниципального района Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при вынесении решения судом не применен закон, подлежащий применению. Указывает, что у администрации области отсутствуют полномочия по заключению с Бакулиным В.С. договора социального найма, поскольку в соответствии с п.4 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 N 438-а, органом, заключающим с такими гражданами договоры социального найма, является департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. При предоставлении гражданам по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Костромской области администрация принимает распоряжение о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области и поручает уполномоченному органу заключить договоры социального найма.
Из положений Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" следует, что жилые помещения предоставляются при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, однако, таких помещений на территории Мантуровского района не имеется, поэтомудепартамент имущественных и земельных отношений не может заключить договор социального найма. Администрация области полномочиями по приобретению жилых помещений не наделена, следовательно, приобрести жилое помещение она не может.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. Мантуровского межрайонного прокурора Г.А.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, прокурор Хрящева Е.Ю. полагала решение суда законным и обоснованным.
Бакулин В.С., представители департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Бакулин В.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Бакулин В.С., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Его мать Б.Н.И. решением "наименование суда" от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Бакулина В.С. - Б.С.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы самоуправления города Мантурово N71 от 03 февраля 2004 года за несовершеннолетним Бакулиным В.С. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес". Данное постановление признано утратившим силу постановлением главы муниципального образования городской округ г. Мантурово N57 от 14 февраля 2011 года.
Постановлением главы самоуправления города Мантурово от 13 декабря 2005 года N 1064 попечителем над несовершеннолетним Бакулиным В.С. была назначена Ш.Л.И. попечительство прекратилось в силу закона по достижению им возраста 18 лет.
Приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 5 по г. Мантурово и Мантуровскому району N 15-О от 31 января 2011 года Бакулин В.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта РФ.
В связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области является правильным, а доводы апелляционной жалобы об обратном - несостоятельными.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений следует признать необоснованной по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде области не освобождает администрацию области от исполнения обязанности по предоставлению жилья истице и она (администрация) обязана предпринимать меры к приобретению жилого помещения.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Как видно по делу, Бакулин В.С. с 15 декабря 2008 г. зарегистрирован по месту жительства бабушки Ш.Л.И. по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ш.Л.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по призыву, после прохождения которой, проживает по месту своей регистрации.
Делая вывод об отсутствии у Бакулина В.С. закрепленного жилья, суд исходил из того, что Бакулин В.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо на ином законом основании, в том числе на момент лишения его матери в отношении него родительских прав, у него отсутствуют жилые помещения на праве собственности.
На момент лишения матери истца родительских прав и установления над несовершеннолетним опеки истец проживал вместе с матерью в жилом помещении по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение принадлежало Ш.Л.И. на праве собственности по договору купли - продажи ... жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и на основании договора купли - продажи ... жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ
13 августа 2006 г. в указанном жилом помещении произошел пожар, по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по указанному адресу было продано У.И.Л. и У.А.И. (л.д.134).
Как следует из пояснений свидетеля Ш.Л.И., ее внук Бакулин В.С. с 1998 г. проживал с матерью Б.Н.И. по вышеуказанному адресу, был снят с регистрационного учета 26 октября 2007 г. уже после пожара, потом с 26 октября 2007 г. по 09 декабря 2008 г. его зарегистрировали по "адрес", после чего он был зарегистрирован по адресу: "адрес" и проживает там в настоящее время.
Жилой дом по адресу: "адрес" принадлежащий Д.П.Н. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время разобран, снят с технического учета, технический паспорт погашен на основании технической инвентаризации Мантуровского межрайонного филиала ГП "Костромаоблтехинвентаризация" от 14 апреля 2011 года.
В период с 26 октября 2007 г. по 09 декабря 2008 г. истец был зарегистрирован по адресу: "адрес", Б.Н.И. имеет регистрацию по указанному адресу с 12 января 2009 г. по настоящее время (л.д.136), нанимателем муниципальной квартиры является Ж.С.В.., при этом истец членом семьи нанимателя никогда не являлся.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Бакулина В.С. закрепленного жилого помещения.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иного недвижимого имущества в собственности Бакулина В.С. не имеется, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, не состоятельны.
В соответствии с частью 4 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу статьи 63 (часть 1) ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области наделена полномочиями принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.