Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Ивановой О.А.,
при секретаре Смирновой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кирисова Евгения Васильевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Кирисова Евгения Васильевича к Управлению МВД России по Костромской области о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения Кирисова Е.В. и его представителя - адвоката Просвирякова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирисов Е.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области, просил засчитать в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с 08 октября 1979 года по 28 сентября 1981 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Требования мотивировал тем, что 08 октября 1979 года он был призван на срочную службу в Вооруженные Силы СССР, проходил службу до 28 сентября 1981 года. В период с 01 октября 1982 года по 01 июня 1999 года проходил службу в органах внутренних дел. Срок службы в органах внутренних дел составил 18 лет 07 месяцев 20 дней. Ссылаясь на ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", указал, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Полагал, что на основании Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел ... ", его стаж составил 20 лет 07 месяцев 10 дней. 25 апреля 2012 года он обратился к начальнику УМВД России по Костромской области с просьбой о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении, но получил отказ со ссылкой на п. 5 Постановления Совета министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года. Данный отказ считал необоснованным, так как система государственной службы включает в себя правоохранительную службу в силу ст. 2 ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", в связи с чем период его военной службы по призыву подлежит включению в стаж государственной службы (службы в правоохранительных органах) из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кирисов Е.В. просит отменить решение суда и принять новое решение по делу. В обоснование жалобы указывает, что в мотивировочной части решения суд вышел за рамки заявленных требований о пересчете стажа государственной службы с учетом льготного исчисления периода службы по призыву. В исковом заявлении он просил обязать ответчика засчитать ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы государственной службы, которой является служба в органах внутренних дел, на основании ФЗ "О статусе военнослужащих". Решением ему отказано в иске по иным основаниям, ФЗ "О статусе военнослужащих" учтен не был.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кирисов Е.В. с 08 октября 1979 года по 28 сентября 1981 года проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
С 01 октября 1982 года по 01 июня 1999 года истец проходил службу в органах внутренних дел, на день увольнения его выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 20 дней.
Письмом и.о. начальника управления по работе с личным составом УМВД России по Костромской области от 23 мая 2012 года Кирисову Е.В. отказано в пересчете выслуги лет в льготном исчислении.
Разрешая возникший спор и, отказывая в удовлетворении иска Кирисова Е.В., суд исходил из того, что период прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы) правильно зачтен в выслугу лет в календарном исчислении, поскольку законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел не возлагает на орган, назначающий пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в период увольнения Кирисова Е.В. из органов внутренних дел регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определены условия назначения пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
В данном законе не содержится понятие "стаж государственной службы в органах внутренних дел", пенсия лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, устанавливается за наличие специального стажа - "выслуги лет", в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета периода срочной военной службы истца в выслугу лет в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований и не учел положения ФЗ "О статусе военнослужащих", не состоятельны.
Решение судом принято по заявленным истцом требованиям в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ. Доводы Кирисова Е.В. о применении к спорным правоотношениям п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" были предметом обсуждения суда, в мотивировочной части решения содержится вывод о неправильном толковании истцом закона.
Данный вывод суд является обоснованным.
ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует.
Пунктом 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стаж государственной службы определяется в соответствии со специальными законами, а, как указано выше, включение службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не предусмотрено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирисова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.