Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гладышева Андрея Юрьевича на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 06 декабря 2012 года, которым Гладышеву Андрею Юрьевичу в удовлетворении заявления о признании незаконными решения жилищной комиссии при администрации городского округа город Шарья от 10 августа 2012 года и постановления администрации городского округа город Шарья от 28 августа 2012 года N1313 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения Гладышева А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладышев А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании решения жилищной комиссии при администрации городского округа город Шарья от 10 августа 2012 года и постановления администрации городского округа город Шарья от 28 августа 2012 года N1313 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконными. Свои требования мотивировал тем, что имеет в собственности жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью 83 кв.м, жилой площадью 53 кв.м. В связи с рождением в семье третьего ребенка в апреле 2012 года он обратился в администрацию городского округа город Шарья с заявлениями о признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении его и членов семьи: жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решением жилищной комиссии при администрации городского округа город Шарья от 10 августа 2012 года ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как среднедушевой доход на каждого члена семьи превышает пороговое значение по городскому округу город Шарья, установленное решением Думы (7 984,34 руб.). На основании данного решения жилищной комиссии постановлением администрации городского округа город Шарья от 28 августа 2012 года N1313 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что он является обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, среднедушевой доход на каждого члена семьи превышает пороговое значение по городскому округу город Шарья, не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Ему известно, что по его заявлениям первоначально было принято положительное решение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое ему не было выдано. Постановление органа местного самоуправления считает незаконным, так как оно вынесено не в соответствии с решением жилищной комиссии. Кроме того, размер дохода его семьи определен неправильно, так как учитывался общий доход без вычета подоходного налога.
В ходе рассмотрения дела Гладышев А.Ю. и его представитель по доверенности Смирнов В.В. обратились в суд с дополнением к заявлению, в котором указали, что согласно заключению межведомственной комиссии от 26 июля 2012 года жилое помещение по адресу: "адрес", пригодно для проживания, но не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Костромской области N320-ЗКО от 22 ноября 2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Пунктами 1-3 ст. 8 указанного Закона определены правила ведения книги учета, которые органом местного самоуправления грубо нарушены. Вместо пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью администрации книги учета граждан заинтересованным лицом применяется книга учета протоколов жилищной комиссии, состоящая из листов с текстами, которые могут быть заменены на другие, по причине чего исчезло положительное решение о постановке на учет в отношении его и членов его семьи. Неправильность ведения документации по учету нуждающихся в жилых помещениях подтверждается тем, что в представленных суду копиях протокола N10 заседания жилищной комиссии от 10 августа 2012 года указано различное количество членов комиссии, а в решении от 10 августа 2012 года имеется ссылка на решение Думы от 29.04.2012 года вместо 29.03.2012 г. Решение о постановке семьи Гладышевых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо для получения социальной выплаты и ипотечного кредита в банке на приобретение (строительство) жилого помещения, которые могут быть выданы лишь в течение одного года со дня рождения третьего ребенка, т.е. до 30 января 2013 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Гладышев А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указывает, что в материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии от 26 июля 2012 года, согласно которому принадлежащее ему жилое помещение пригодно для проживания, но не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 7 и пп. 1-3 ст. 8 Закона Костромской области N320-ЗКО от 22 ноября 2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", указывает на нарушение администрацией правил ведения книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Для документов и материалов, рассматриваемых на заседании жилищной комиссии, приказом Росархива от 26.08.2010 г. N63 установлен постоянный срок хранения, судом не дана оценка данному обстоятельству. Свидетельские показания ФИО10, давшей ложные показания о том, что положительное решение жилищной комиссией не выносилось, не оценены судом критически, не проверены путем опроса в качестве свидетелей других членов комиссии. В копиях протокола N10 заседания жилищной комиссии от 10 августа 2012 года указано различное количество членов комиссии, а в решении от 10 августа 2012 года имеется ссылка на решение Думы от 29.04.2012 года вместо 29.03.2012 г. Обращает внимание, что решение о постановке семьи Гладышевых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо для получения социальной выплаты и ипотечного кредита в банке на приобретение (строительство) жилого помещения, которые могут быть выданы лишь в течение одного года со дня рождения третьего ребенка, т.е. до 30 января 2013 года.
В возражениях глава администрации городского округа город Шарья Климов В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладышева А.Ю. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно разрешил заявленные требования. Все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно им мотивированы и основываются на исследованных в судебных заседаниях доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст.ст. 67, 198 ГПК РФ и верную по существу оценку. Они соответствуют установленным судом фактам и подлежащим применению к спорному правоотношению нормам материального права, а поданная заявителем апелляционная жалоба не позволяет признать их ошибочными.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что 16 апреля 2012 года Гладышев А.Ю. обратился в администрацию городского округа город Шарья с заявлением о признании его и членов его семьи: жены ФИО5, сына ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 40-41), и с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 20).
Согласно выписке из протокола N10 заседания жилищной комиссии при администрации городского округа город Шарья от 10 августа 2012 года Гладышеву А.Ю. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку среднедушевой доход на каждого члена семьи превышает пороговое значение, установленное решением Думы от 29.03.2012 года.
Постановлением администрации городского округа город Шарья от 28 августа 2012 года N1313 Гладышеву А.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что он является обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, среднедушевой доход на каждого члена семьи превышает пороговое значение по городскому округу город Шарья, не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Костромской области регулируется Законом Костромской области от 19 декабря 2005 г. N345-ЗКО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области".
Согласно ст. 11 указанного Закона малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и приходящейся на каждого члена семьи доли совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или стоимости имущества одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает установленных органами местного самоуправления пороговых значений.
Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается данным Законом.
Отказ в признании гражданина малоимущим допускается в случае, если документы, необходимые для решения вопроса о признании гражданина малоимущим, не подтверждают право гражданина на признание малоимущим в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Решением Думы городского округа город Шарья от 29 марта 2012 г. N9-ДН "Об установлении пороговых значений дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа город Шарья Костромской области" с 01 апреля 2012 года установлено пороговое значение - размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, - 7 984,34 руб.
Отказывая в удовлетворении требований Гладышева А.Ю., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрацией городского округа город Шарья права заявителя на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Костромской области от 19.12.2005 г. N345-ЗКО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области" не нарушены.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемых решений, принятых органом местного самоуправления по вопросу признания Гладышева А.Ю. и членов его семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд первой инстанции исследовал представленные заявителем на рассмотрение жилищной комиссии документы, подтверждающие совокупный доход его семьи, и, исходя из положений Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N345-ЗКО, решения Думы городского округа город Шарья от 29 марта 2012 г. N9-ДН, установил, что заявитель и члены его семьи не относятся к категории малоимущих, поскольку среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, составляет "данные изъяты" руб. и превышает пороговое значение дохода для признания граждан малоимущими (7 984,34 руб.).
Доводы заявителя о неправильности произведенного расчета среднемесячного дохода проверены судом и правомерно отклонены.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 7 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N345-ЗКО доходы, сведения о которых предоставлены гражданином-заявителем, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленным заинтересованным лицом в материалы дела расчетом, составленным на основании представленных Гладышевым А.Ю. в жилищную комиссию справок формы 2-НДФЛ, опровергнуты доводы заявителя о том, что расчеты дохода произведены без учета подоходного налога.
Руководствуясь статьей 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г., предусматривающей виды доходов, учитываемые при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях признания граждан малоимущими, суд отклонил доводы заявителя о том, что при расчете дохода не должно учитываться единовременное вознаграждение в сумме "данные изъяты" руб., полученное им в апреле 2011 года. При этом суд обоснованно указал, что данное вознаграждение выплачено Гладышеву А.Ю. в денежной форме по месту работы за счет средств фонда заработной платы на основании Положения о выплате работникам ОАО "РЖД" единовременного вознаграждения за преданность компании, а потому оснований для исключения данной выплаты из расчета среднемесячного дохода не имелось. Доводы Гладышева А.Ю. о том, что данная выплата производится один раз в пять лет, правового значения не имеют, поскольку при расчете дохода каждого члена семьи суммы доходов учитываются в месяце их фактического получения, который приходится на расчетный период (п. 4 ст. 7 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N345-ЗКО).
Учитывая указанные выше обстоятельства и принимая во внимание, что Гладышев А.Ю. и члены его семьи не признаны малоимущими в целях, установленных ст. 52 ЖК РФ, судом сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных Гладышевым А.Ю. требований, поскольку отказ администрации города в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствует п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Гладышева А.Ю. о том, что он мог быть поставлен на учет по основанию несоответствия жилого помещения требованиям, установленным законом, а не как малоимущий, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку во всех случаях постановки граждан на учет в качестве нуждающихся для предоставления им жилого помещения по договорам социального найма, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 57 ЖК РФ, подлежит выяснению вопрос признан ли данный гражданин органом местного самоуправления малоимущим.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях органом местного самоуправления правил ведения документации по учету граждан нуждающихся в жилых помещениях являлись предметом судебного рассмотрения, получили правильную юридическую оценку, эти доводы основаны на неверном толковании норм закона, регулирующих спорный вопрос, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладышева Андрея Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.