Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Ворониной М.В.,
при секретаре Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 октября 2012 года, которым удовлетворен иск прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Хромова Михаила Евгеньевича к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Хромову Михаилу Евгеньевичу по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Пахомова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Хромова М.Е. и прокурора Рыловой Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Хромова М.Е. к администрации Костромской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма изолированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории Головинского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
В обоснование требований прокурор указал, что Хромов М.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать М.Г.И. решением Сусанинского районного суда Костромской области от 30 мая 2003 года лишена родительских прав, отец Х.Е.М. умер 31 января 2005 года. Постановлением администрации Сусанинского района N от 28 апреля 2005 года опекуном Хромова М.Е. назначена В.Т.И. 19 июня 2009 года Хромов М.Е. закончил обучение в ГОУ Буйская школа-интернат Костромской области. Решением жилищной комиссии Головинского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N 1 от 16 июня 2008 года, утвержденным постановлением главы Головинского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области N35 от 25 декабря 2008 года, Хромов М.Е. поставлен на учет на получение жилого помещения, как оставшийся без попечения родителей и нуждающийся в жилье. Закрепленного жилого помещения Хромов М.Е. не имеет. Справкой, выданной Буйским филиалом ГП "Костромаоблтехинвентаризация" 17 мая 2010 года, подтверждается, что за Хромовым М.Е. не зарегистрированы жилые строения и помещения в п. Сусанино и Сусанинском районе Костромской области. В период с 2009 года по 2010 год Хромов М.Е. обучался на дневном отделении ГОУ начального профессионального образования ПУ N8 г. Буя Костромской области, 25 июня 2010 года закончил обучение. После этого Хромов М.Е. продолжил обучение в данном учебном заведении по другой специальности и окончил обучение 28 июня 2011 года.
Ссылаясь на ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21.12.1996 год, Федеральный закон от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ч. 3,4 ст. 49, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закон Костромской области N348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", Закон Костромской области от 25.12.2006 года N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма", прокурор считал, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Костромской области.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Хромову М.Е. вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Сокиринского сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о праве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения при отсутствии у них закрепленного жилого помещения, указывает, что у Хромова М.Е. имеется закрепленное жилое помещение, на которое за ним сохранено право пользования. Это - жилое помещение, в котором была зарегистрирована мать Хромова М.Е. во время лишения ее родительских прав. В нем Хромов М.Е. имеет постоянную регистрацию по месту проживания с 1993 года. В материалах дела нет информации о том, что жилое помещение непригодно для проживания, представленный истцом акт о непригодности жилого помещения для проживания не соответствует закону. Полагает, что прокурором не доказан факт постановки Хромова М.Е. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлением Главы Головинского сельского поселения от 25 декабря 2008 года Хромов М.Е. поставлен на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, поскольку закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания. Считает вывод суда о том, что Хромов М.Е. имеет право на получение жилья на основании ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ и в том случае, если жилое помещение, которым он пользовался много лет, стало непригодным для проживания, не соответствующим нормам материального права. Ссылается также на то, что решение суда является неисполнимым, так как администрация Костромской области не имеет полномочий по заключению договора социального найма, заключение такого договора на основании распоряжения администрации Костромской области производится департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области в силу положений Закона Костромской области "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" и постановления администрации Костромской области от 29.12.2009г. N 438-а, которым утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ... Кроме того, свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на территории Сокиринского сельского поселения Сусанинского района нет, в связи с чем отсутствует возможность заключения договора социального найма. Администрация области полномочиями по приобретению жилых помещений не наделена, следовательно, приобрести жилое помещение не может.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Сусанинского района Костромской области Окунева К.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Хромов М.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Хромова М.Е., как сироты, которые никем из участников процесса не оспариваются.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), с последующими изменениями и дополнениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также в части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (далее - Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО).
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором также указано, что эти полномочия осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО определено, что предоставление жилых помещений обозначенной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Такой порядок прописан в статье 5 названного Закона и им, в частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения Хромова М.Е. на администрацию Костромской области.
Ссылка в жалобе на то, что предоставление жилого помещения из жилищного фонда Костромской области производится лишь при наличии свободных жилых помещений, а таких помещений на территории Сокиринского сельского поселения Сусанинского района не имеется, несостоятельна.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Изложенное свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области и денежных средств на их приобретение не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с тем, что у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по заключению с гражданами договоров социального найма, не обоснованы.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области.
Таким образом, администрация Костромской области полномочна принимать решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области, к чему она правомерно обязана обжалуемым решением суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Хромова М.Е. имеется закрепленное жилое помещение, а то обстоятельство, что оно является непригодным для проживания, является основанием для предоставления Хромову М.Е. жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, не основаны на материалах дела и законе.
Частями 1 и 2 ст. 15ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из данных законоположений и приведенной выше ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено, что жилое помещение, в котором зарегистрирован Хромов М.Е. непригодно для проживания. Это обстоятельство подтверждается актами обследования квартиры по адресу: "адрес", заключением межведомственной комиссии от 09 июля 2012 года о непригодности жилого дома для проживания, показаниями свидетеля В.Т.И. которым суд дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ. Доказательств обратному ответчиком не представлено.
Поскольку проживание в жилом помещении, в котором Хромов М.Е. зарегистрирован, невозможно по причине несоответствия его требованиям, предъявляемым к жилому помещению, истец не может быть признан обеспеченным жильем.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности постановки Хромова М.Е. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, опровергаются материалами дела.
Учитывая изложенное, а также то, что каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.