Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.Н. Ильиной,
судей Н.Н. Демьяновой, С.В. Андреева,
с участием прокурора Т.В. Рыловой,
при секретаре И.С. Шпилевой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Костромской области на заочное решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 февраля 2013 года, которым исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора в интересах Болотова Алексея Сергеевича к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены; на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Болотову Алексею Сергеевичу, 17.06.1992 года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя администрации Костромской области С.В. Поройковой, прокурора Т.В. Рыловой и А.С. Болотова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах А.С. Болотова с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать ответчика предоставить А.С. Болотову вне очереди изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Указал, что А.С. Болотов, 17 июня 1992 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отец ФИО18 умер 16 марта 2005 года, мать ФИО19 ФИО20 лишена родительских прав). Постановлением главы администрации г. Нерехта и Нерехтский район от 19 июня 2007 года N 340 попечителем над А.С. Болотовым был назначен его дедушка ФИО21 ФИО22, с которым А.С. Болотов проживал по адресу: "адрес". Постановлением главы администрации Татарского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от 17 декабря 2008 года N 65 А.С. Болотов принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район А.С. Болотов включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. 16 июня 2011 года А.С. Болотов закончил обучение в ОГБОУ СПО "Костромской автодорожный колледж", до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
При рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Костромской области предоставить А.С. Болотову по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Е.Е. Красавина просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Настаивает на том, что А.С. Болотов имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", в котором он зарегистрирован. Вывод же суда о том, что истец пользовался данным помещением как опекаемый, не соответствует материалам дела. Истец имеет регистрацию в жилом помещении с 1996 года, опека же над ним была установлена на основании постановления администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 19 июня 2007 года. Действующее законодательство не содержит запрета на сохранение права пользования за детьми-сиротами жилых помещений, находящихся в частной собственности. Никто не препятствует А.С. Болотову проживать в указанном помещении, его выселение и снятие с регистрационного учета по данному помещению не осуществлялось. Доказательств невозможности проживания А.С. Болотова в этом жилом помещении не имеется.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Нерехтский межрайонный прокурор выражает согласие с судебным решением, просит оставить его без изменения.
В настоящем судебном заседании представитель администрации Костромской области С.В. Поройкова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Прокурор Т.В. Рылова, А.С. Болотов доводы апелляционной жалобы полагали несостоятельными и просили в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие представителей департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, ходатайств об его отложении от указанных лиц не поступало.
Проверив законность и обоснованность заочного решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, приведенных в пункте 4 настоящей статьи, в частности, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, А.С. Болотов, 17 июня 1992 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец - ФИО7 умер 16 марта 2005 года. Мать- ФИО8 заочным решением Нерехтского городского суда Костромской области от 7 декабря 2007 года лишена в отношении истца родительских прав.
Постановлением администрации муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от 19 июня 2007 года N 340 попечителем над несовершеннолетним А.С. Болотовым был назначен его дедушка ФИО9, являющийся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении А.С. Болотов имеет регистрацию с 26 января 1996 года.
Постановлением администрации Татарского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от 17 декабря 2008 года N 65 А.С. Болотов принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район А.С. Болотов включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений
В июне 2011 года истец окончил обучение в ОГБОУ СПО "Костромской автодорожный колледж".
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что А.С. Болотов, состоящий в вышеуказанном списке, свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ не реализовал, нуждается в жилом помещении по месту постоянного жительства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска.
При этом суд отверг доводы администрации Костромской области о ненадлежащем ответчике, отсутствии у истца нуждаемости в жилом помещении. Суд указал, что истец не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, в собственности жилых помещений также не имеет, самостоятельного права на жилое помещение, принадлежащее ФИО9, не приобрел, кроме того, в этом помещении проживает ФИО8, лишенная в отношении истца родительских прав.
Оснований для отмены судебного решения суд апелляционной инстанции не находит.
Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" (в редакции от 28 декабря 2012 года) обеспечение рассматриваемой категории лиц специализированными жилыми помещениями прямо отнесено к полномочиям администрации Костромской области. Принятие именно данным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилого помещения соответствующей категории лиц не оспаривается и в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по иску, основанием для заключения с А.С. Болотовым договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Отсутствие же у администрации Костромской области финансовой возможности для своевременного исполнения судебного решения, на что обращала внимание в настоящем судебном заседании представитель ответчика С.В. Поройкова, не может являться основанием для отказа в судебной защите нарушенного права А.С. Болотова.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы об отсутствии у А.С. Болотова нуждаемости в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на праве пользования которым А.С. Болотовым как членом семьи собственника, настаивает ответчик, имеет общую площадь 45 кв. метров.
Помимо А.С. Болотова в этом жилом помещении зарегистрированы еще 3 человека: собственник помещения - дедушка истца ФИО9, мать истца ФИО8 и сестра истца ФИО13. Право пользования жилым помещением данными лицами никем не оспаривалось.
Следовательно, на А.С. Болотова, даже если согласиться с доводами ответчика о его праве пользования указанным жилым помещением, приходится общая площадь жилого помещения в размере 11,25 кв. метров, что менее установленной учетной нормы площади жилого помещения в 12 кв. метров. При таких обстоятельствах проживание А.С. Болотова в рассматриваемом жилом помещении является невозможным.
По делу видно, что на момент вступления в силу изменений в правовом регулировании в сфере обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями иск прокурора в интересах А.С. Болотова находился в производстве суда (иск был принят к производству 25 сентября 2012 года).
В этом случае отсутствие письменного обращения А.С. Болотова к ответчику по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также установление факта невозможности проживания А.С. Болотова в вышеуказанном жилом помещении непосредственно судом не нарушает права и интересы ответчика.
Сам Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, был утвержден администрацией Костромской области только 11 марта 2013 года, то есть после принятия рассматриваемого судебного решения.
Иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения, администрацией Костромской области не приведено.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного постановленное судом первой инстанции заочное решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.