Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Щеголева С.Э. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 15 февраля 2013 года, которым постановление N 05-43-100-ЭН-36 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Щеголева С.Э. - заместителя генерального директора - главного инженера ОАО "Краснодаркрайгаз" по ст. 8.2 КоАП РФ - оставлено без изменения, а жалоба Щеголева С.Э. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
В жалобе Щеголев С.Э. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, указав, что данное решение является незаконным, поскольку при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Щеголева С.Э. по доверенности Стариченко Д.И., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что 09 октября 2012 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении должностного лица - главного инженера ОАО "Краснодаркрайгаз" Щеголева С.Э. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, 09 октября 2012 года на основании распоряжения N 01-04-20/230 от 28 августа 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Краснодаркрайгаз".
В ходе проведенной проверки было установлено, что должностным лицом - заместителем генерального директора - главным инженером ОАО "Краснодаркрайгаз" Щеголевым С.Э. при осуществлении оперативного руководства текущей деятельностью ОАО "Краснодаркрайгаз" не соблюдается экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
ОАО "Краснодаркрайгаз" с марта 2012 года осуществляется хозяйственная деятельность в отсутствие согласованного в установленном законом порядке документа - "Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами". При этом, ОАО "Краснодаркрайгаз" разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 12 июля 2012 года направлено письмо о согласовании вышеуказанного документа.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами рассмотрен и ОАО "Краснодаркрайгаз" направлен ответ о том, что содержание представленного Порядка не соответствует требованиям, установленным природоохранным законодательством РФ к деятельности в области обращения с отходами I-IV класса опасности, с учётом особенностей и условий осуществляемой деятельности Общества в области обращения с отходами, а именно: в перечень нормативных актов, в соответствии с которыми разработан Порядок, необоснованно включён Федеральный закон от 26 декабря 2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора", который не регулирует деятельность в области обращения с отходами; отсутствует состав производственного контроля в области обращения с отходами (периодичность проведения контроля, методы контроля, перечень используемого оборудования); в представленном Порядке не описано технологическое оборудование и процессы, связанные с образованием отходов, а также не указанна система удаления отходов; в представленном Порядке отсутствует информация о выполнении требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления к конкретным классам опасности"; в разделе 2 "Организация структуры, обеспечение проведения производственного контроля" предприятие ссылается на Приказ N24 от 06 февраля 2012 года, который утратил силу согласно Приказу N132 от 11 июня 2012 года, приложенного к Порядку в качестве приложения; согласно таблице 2 "Объекты производственного контроля в области обращения с отходами" такие отходы, как тара из-под лакокрасочных материалов, мусор от бытовых помещений, смет с территории предаются на захоронение компании, которая не осуществляет захоронение отходов на основании имеющейся у неё лицензии (отходы из-под лакокрасочных средств подлежат обезвреживанию); отсутствует информация и документальное подтверждение передачи отходов, образующихся в процессе деятельности структурных подразделений, информация о лицах, допущенных к обращению с отходами.
Согласно письму NСЩ 01/2-23-06/4435 от 11 сентября 2012 года, ОАО "Краснодаркрайгаз" в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на согласование повторно направлен Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 05-43-100-ЭН-36 от 27 ноября 2012 года заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "Краснодаркрайгаз" Щеголев С.Э. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
При рассмотрении административного материала, судьей первой инстанции установлено, что на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного инженера ОАО "Краснодаркрайгаз" Щеголева С.Э. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в ОАО "Краснодаркрайгаз" согласован не был.
Таким образом, ОАО "Краснодаркрайгаз" в период с марта 2012 года по 09 октября 2012 года осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в отсутствие согласованного в установленном законом порядке документа - "Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами".
Деятельность по обращению с отходами производства подтверждается журналом учёта образования отходов за 1-3 квартал 2012 по Краснодарскому, Новороссийскому, Туапсинскому эксплуатационным газовым участкам, актами приёма-передачи отходов производства подрядным организациям, осуществляющим сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию отходов, платёжными поручениями об уплате денежных средств в соответствии с объёмами, указанными в актах приема-передачи отходов, справок о производственной деятельности природопользователя за 1-2 квартал 2012 и расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 квартал 2012 (раздел "плата за сверхлимитное размещение отходов").
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 5.5.8 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Судьей первой инстанции установлено при рассмотрении дела, что ОАО "Краснодаркрайгаз" осуществляется хозяйственная деятельность в отсутствие согласованных в установленном законом порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по местам нахождения: Краснодарскому эксплуатационному газовому участку, зарегистрированному по адресу: г.Краснодар, ул.Строителей, 23; по Новороссийскому эксплуатационному участку, зарегистрированному по адресу: г.Новороссийск, ул.Победы, 16; по Туапсинскому эксплуатационного газовому участку, зарегистрированному по адресу: г.Туапсе, ул.Калараша, 6/6. Также ОАО "Краснодаркрайгаз" отсутствуют лимиты на размещение отходов производства по вышеуказанным эксплуатационным участкам. При этом, ОАО "Краснодаркрайгаз" разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по Краснодарскому, Новороссийскому и Туапсинскому эксплуатационным участкам и направлены на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (заявление о согласовании N СЩ-01/2-23-15/3839, N СЩ-01/2-23-15/3840, N СЩ-01/2-23-15/3841 от 07 августа 2012 года по указанным эксплуатационным газовым участкам). Согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, лимиты на размещение отходов производства в установленном законом порядке отсутствуют.
Таким образом, ОАО "Краснодаркрайгаз" в период с марта 2012 по 09 октября 2012 осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами в отсутствие согласованных в установленном законом порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и лимитов на размещение отходов производства.
Деятельность по обращению с отходами производства подтверждается журналом учёта образования отходов за 1-3 квартал 2012 года по Краснодарскому, Новороссийскому, Туапсинскому эксплуатационным газовым участкам, актами приёма-передачи отходов производства подрядным организациям осуществляющим сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию отходов, платёжными поручениями об уплате денежных средств в соответствии с объёмами указанными в актах приема-передачи отходов, справок о производственной деятельности природопользователя за 1-2 квартал 2012 и расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 -2 квартал 2012 (раздел "плата за сверхлимитное размещение отходов").
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
При рассмотрении дела судьей первой инстанции установлено, что ОАО "Краснодаркрайгаз" осуществляется хозяйственная деятельность в отсутствие согласованных паспортов опасных отходов производства, таких как: "Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом", "Покрышки отработанные", "Масла автомобильные отработанные", "Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (фильтры воздушные автомобильные отработанные)", "Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (фильтры масляные автомобильные отработанные)", "Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, сметенный с территории предприятия)", "Отходы лакокрасочных средств (тара из-под лакокрасочных материалов)". При этом, ОАО "Краснодаркрайгаз" представлены заявления о выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов.
Таким образом, ОАО "Краснодаркрайгаз" в период с марта 2012 по 09 октября 2012 года осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в отсутствие согласованных в установленном законом порядке паспортов опасных отходов, и при отсутствии свидетельств о классе опасности отходов.
Образование опасных отходов производства подтверждается журналом учёта образования отходов за 1-3 квартал 2012 по Краснодарскому, Новороссийскому, Туапсинскому эксплуатационным газовым участкам, актами приёма-передачи отходов производства подрядным организациям осуществляющим сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию отходов, платёжными поручениями об уплате денежных средств в соответствии с объёмами указанными в актах приема-передачи отходов, справок о производственной деятельности природопользователя за 1-2 квартал 2012 и расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 квартал 2012 (раздел "плата за сверхлимитное размещение отходов").
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 15 февраля 2013 года, которым постановление N 05-43-100-ЭН-36 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Щеголева С.Э. - заместителя генерального директора - главного инженера ОАО "Краснодаркрайгаз" по ст. 8.2 КоАП РФ - оставлено без изменения, а жалоба Щеголева С.Э. - без удовлетворения.
Действия Щеголева С.Э. правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанных статей.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы Щеголева С.Э. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 15 февраля 2013 года - оставить без изменения, а жалобу Щеголева С.Э. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.