Судья Краснодарского краевого суда Сидоров В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по представлению прокурора Калининского района Карпенко А.С. на постановление судьи Калининского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 декабря 2012 года должностное лицо генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На указанное постановление генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. подал в районный суд жалобу, где в обоснование своих доводов об отмене постановления должностного лица, ссылался на то, что он занимается сбором и вывозом ТБО, но не размещением и обращением с ними.
Обжалуемым решением Калининского районного суда от 19 февраля 2013г. отменено постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11 декабря 2012 года, согласно которому должностное лицо генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Ко АП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В представлении, поданном в Краснодарский краевой суд, прокурор Калининского района Карпенко А.С. просит постановление Калининского районного суда от 19 февраля 2013г. отменить. В обоснование доводов указано, что постановление суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований административного законодательства, без полного исследования всех материалов дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражении на представление генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. просит решение суда от 19 февраля 2013г. оставить без изменения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в представлении, выслушав представителя ОАО "Величковский элеватор" Тимощук О.А., просившую решение суда оставить без изменения, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отмене постановления судьи по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что 11.12.2012г. государственным инспектором Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление, согласно которому должностное лицо -генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В постановлении указано, что в ходе деятельности у ОАО "Величковский элеватор" образуется опасный отход - отходы (осадки) при биологической очистке сточных вод и другие отходы различных
классов опасности. Кроме того, отсутствие у должностных лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, является нарушением ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". На момент проведения проверки ОАО "Величковский элеватор" представлено положение о производственном экологическом контроле предприятия, однако порядок производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представлен не был, что является нарушением ст.26 ФЗ от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО "Величковский элеватор" Котова С.Г. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судьей первой инстанции указано, что он не занимается сбором, складированием, использованием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением и ином обращении с отходами.
Данный вывод суда первой инстанции является преждевременным и опровергается материалами дела.
В соответствии с правовой позицией по проблеме применения статьи 8.2 КоАП РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 12 июля 2011 N 709/11, разъяснено, что статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производств, потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, захоронения отходов.
Законом "Об отходах производств, потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования вышеуказанного Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2).
Согласно требованиям пунктов 3.2 и 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15 июня 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их хранение: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II класса - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III класса - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV класса - навалом, насыпью, в виде гряд (пункт 3.6).
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной тape поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями (пункт 3.7).
В соответствии с пунктом 3.19 транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что генеральный директор ОАО "Величковский элеватор" Котов С.Г. допустил несоблюдение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Кроме того, в нарушении пунктов 2.9, 2.10 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 года N 144, и устанавливающих гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Между тем, прекращая производство по делу в отношении Котова С.Г., судьей первой инстанции не исследовались и не оценивались доказательства, которыми может быть подтвержден факт несоблюдения им вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
В решении суд сослался на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.07.2012г. N ВК-03-03-36/9781, в котором указано, что в настоящее время не существует положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, однако, в этом же письме Росприроднадзор рекомендует примерную структуру порядка производственного контроля, а так же расписывает, как данная структура может выглядеть.
Кроме того, в письме от 25.07.2012 года N ВК-03-03-36/9781 указано, что до выхода административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами срок рассмотрения порядка производственного контроля составляет 30 дней со дня регистрации заявления юридического лица о согласовании порядка производственного контроля. Результатом исполнения данной государственной услуги является письмо Росприроднадзора, территориального органа Росприроднадзора о согласовании порядка производственного контроля либо предоставления мотивированного отказа в его согласовании.
При проведении проверки прокуратурой района и в судебном заседании предприятием ОАО "Величковский элеватор" такое письмо представлено не было, следовательно, порядок производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на предприятии отсутствует, производственный контроль в области обращения с отходами на предприятии не ведется, что является нарушением ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N 89-ФЗ.
Кроме того, в постановлении прокурора Калининского района о возбуждении дела об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания старшего государственного инспектора Росприроднадзора указано, что в ходе осуществления деятельности у предприятия образуется опасный отход -отходы (осадки) при биологической очистке сточных вод и другие отходы различных классов опасности , что подтверждается "Справкой о фактическом образовании отходов за третий квартал 2012г." ОАО "Величковский элеватор", утвержденной генеральным директором Котовым С.Г.
Однако данная справка была представлена предприятием при проведении проверки и также представлена в Калининский районный суд вместе с остальными материалами дела, однако, исследована не была и надлежащая оценка ей не дана.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей не были соблюдены требования п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, в судебном заседании второй инстанции представителем ОАО "Величковский элеватор" было представлено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 марта 2013г., которым признано незаконным и отменено постановление от 11.12.2012 N 14-50-274-ЭИ-1 о назначении административного наказания, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Величковский элеватор", ст. Старрвеличковская по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, также признано незаконным и отменено представление от 11.12.2012г. N 14-50-274-ЭИ-1-1 об устранении причин, условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар в отношении открытого акционерного общества "Величковский элеватор", ст. Старовеличковская.
Судом первой инстанции не была дана оценка и не исследовалась справка о фактическом образовании отходов за третий квартал 2012г. ОАО "Величковский элеватор".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Калининского районного суда от 19 февраля 2013 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить все доводы сторон, исследовать справку о фактическом образовании отходов за третий квартал 2012г. ОАО "Величковский элеватор", дать надлежащую правовую оценку решению Арбитражного суда от 13 марта 2013 года, и с учетом всех обстоятельств по делу вынести законное и обоснованное судебное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
РЕШИЛ:
Представление
прокурора Калининского района Карпенко А.С. удовлетворить.
Решение судьи Калининского районного суда Краснодарского края от 19 февраля 2013 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.