Судья Краснодарского краевого суда Леганов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "3 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда от 28 февраля 2013 года директор филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " данные изъяты ".
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "3 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения представителя директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "4, заключение прокурора Цвейба Р.В., судья находит обжалуемое постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Учитывая, что копия постановления судьи Ленинского районного суда от 28 февраля 2013 года получена представителем заявителя 15 апреля 2013 года, о чем свидетельствует отметка в справочном листе дела, тогда как жалоба на указанное постановление поступила в районный суд 24 апреля 2013 года, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о соблюдении заявителем процессуального срока обжалования.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что постановлением прокуратуры Западного административного округа г. Краснодара от 08 февраля 2013 года в отношении директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ.
Согласно данному постановлению, " дата обезличена " прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара совместно с ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю была проведена проверка соблюдения законодательства об экстремистской деятельности.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования г. Краснодар осуществляют свою деятельность интернет-провайдеры, в том числе и ОАО " " данные изъяты "", предоставляющие свободный доступ пользователям ко всем интернет-сайтам. Установлено, что ОАО " " данные изъяты "" в соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензий НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от " дата обезличена ".
При проведении проверки сотрудниками ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю были использованы технические средства, а именно: ПК N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, подключенный к сети Интернет через абонентский номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, провайдером которого является ОАО " " данные изъяты "", принтер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В результате мониторинга установлено, что ОАО " " данные изъяты "" предоставляет свободный доступ пользователям неопределенного круга лиц: жителям муниципального образования г. Краснодар, круг которых постоянно меняется и является неопределенным, к интернет-сайту: http://haamas.wordpress.com/ - "Новости Ичкерии. Чеченская Республика Ичкерия". Данный интернет ресурс решением Интинского городского суда Республики Коми от 26 июля 2012 года признан экстремистским, находящийся в федеральном списке экстремистских материалов под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
При рассмотрении административного материала, судьей нижестоящей инстанции сделан вывод о том, что предоставляя техническую возможность доступа к экстремистским материалам, оператор связи фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц, тогда как имея техническую возможность, он должен в силу положений ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" принять меры по ограничению доступа к запрещенному материалу или Интернет-сайту. Ограничение доступа возможно путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу.
Делая вывод о виновности директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2, судья районного суда пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.
Указанный вывод судьи является ошибочным.
Федеральным законом от 28 июля 2012 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливающие обязанность оператора связи ограничить доступ к Интернет-сайтам, условия возникновения данной обязанности и порядок ее исполнения.
Указанные изменения вступили в законную силу с 01 ноября 2012 года.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные данным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством РФ в области связи.
Положения ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" дополнены п. 5, согласно которому, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленным Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополнен ст. 15.1, которой устанавливается порядок ограничения доступа к информации. В соответствии с ч. 1 данной статьи, в целях ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой запрещено, создается единая автоматизированная информационная система (Единый реестр).
В соответствии с ч. 10 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", оператор связи обязан ограничить доступ к сайту в сети Интернет после включения в Единый реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать такой сайт в сети Интернет.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", одним из оснований для включения в Единый реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Таким образом, решение Интинского городского суда Республики Коми от 26 июля 2012 года о признании ресурса "http://haamash.wordpress.com/" экстремистским, после его вступления в законную силу, является основанием для включения в Единый реестр сведений о сетевом адресе данного сайта с 01 ноября 2012 года, и только после этого у операторов связи возникает обязанность ограничить доступ к нему.
В силу ч. 3 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзором в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании изложенного следует, что " дата обезличена ", на момент проведения прокуратурой проверки, послужившей основанием для привлечения директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ, нормами ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был предусмотрен порядок ограничения доступа к экстремистским материалам, обязательным условием которого является включение Роскомнадзором сетевого адреса соответствующего сайта в Единый реестр.
Вместе с тем, судом вышестоящей инстанции установлено, что ни на указанную дату, ни на момент вынесения оспариваемого постановления, сетевой адрес сайта "http://haamash.wordpress.com/" не был включен в Единый реестр, что подтверждается представленными в материалы дела данными Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства РФ, у ОАО " " данные изъяты "" не возникло обязанности ограничивать доступ к данному Интернет-сайту.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", федеральный список экстремистских материалов размещается на сайте Минюста России и подлежит опубликованию в средствах массовой информации (официальном периодическом издании "Российская газета").
Диспозицией ст. 20.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за массовое распространение только тех экстремистских материалов, которые включены в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Следовательно, привлечение к административной ответственности за распространение экстремистского материала возможно только после опубликования такого материала в "Российской газете", более того, до такой публикации или размещения сведений на сайте Минюста России оператор связи не может знать о включении информации в федеральный список экстремистских материалов.
Судом вышестоящей инстанции установлено, согласно письму департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России от 11 апреля 2013 года, Интернет-ресурс (сайт) "http://haamash.wordpress.com/" - "Новости Ичкерия, Чеченская республика Ичкерия" включен в федеральный список экстремистских материалов под N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на основании распоряжения Минюста России от 01 ноября 2012 года N 2325-р "О включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов".
Опубликован данный Интернет-сайт в "Российской газете" 14 ноября 2012 года, то есть после введения порядка ограничения доступа к сайтам, согласно которому у ОАО " " данные изъяты "" не возникло обязанности блокировать доступ к указанному ресурсу.
При таких обстоятельствах, в действиях директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.29 КоАП РФ.
Кроме того, согласно акту оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю "О проведении оперативно-розыскного мероприятия "Исследование предметов и документов", при проведении проверки выход в сеть "Интернет" на сайт "http://haamash.wordpress.com/" был осуществлён " дата обезличена ", какие-либо доказательства того, что ОАО " " данные изъяты "" предоставляло доступ к данному сайту ранее, в материалах дела отсутствуют.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При данных обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 февраля 2013 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 24.5, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 февраля 2013 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора филиала ОАО " " данные изъяты "" " Ф.И.О. "2 по ст. 20.29 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Краснодарского краевого суда А.В. Леганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.