Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Соснина Ю.А.
судей - Сударьковой Е.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора - Андреева А.И.
при секретаре - Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску прокурора в интересах Биянова В.В., Колпакова А.В., Буракова С.Н., Билоус Г.А., Звиададзе А.Л. к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей" о взыскании недополученной заработной платы
по апелляционным жалобам третьих лиц - управления образования администрации Богучанского района, Министерства финансов Красноярского края
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 1 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Биянова В.В., Колпакова А.В., Буракова С.Н., Билоус Г.А., Звиададзе А.Л. удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей" в пользу
Биянова В.В. недополученную заработную плату за ноябрь 2012г - январь 2013 года в размере 4423 руб. 80 коп., государственную пошлину в доход местного бюджета 400 руб.;
Колпакова А.В. недополученную заработную плату за ноябрь 2012г - январь 2013 года в размере 5674руб. 68коп., государственную пошлину в доход местного бюджета 400 руб.;
Буракова С.Н. недополученную заработную плату за ноябрь 2012г - январь 2013года в размере 5730руб. 09 коп., государственную пошлину в доход местного бюджета 400 руб.;
Билоус Г.А. недополученную заработную плату за ноябрь 2012г - январь 2013года в размере 4795руб. 43 коп., государственную пошлину в доход местного бюджета 400руб.;
Звиададзе А.Л. недополученную заработную плату за ноябрь 2012г - январь 2013года в размере 6048руб. 54коп., государственную пошлину в доход местного бюджета 400руб.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах Биянова В.В., Колпакова А.В., Звиададзе А.Л., Буракова С.Н., Билоус Г.А. к Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей" о взыскании недополученной заработной платы Биянову В.В. - в размере 4423 руб. 80 коп., Колпакову А.В. - в размере 5674 руб. 69 коп., Буракову С.Н. - в размере 5730 руб. 09 коп., Билоус Г.А. - в размере 4795 руб. 43 коп., Звиададзе А.Л. - в размере 6048 руб. 54 коп.
Свои требования мотивировал тем, что указанные лица работают у ответчика сторожами и их заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с п. 10 Закона Красноярского края "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений" от 24.12.2004 года N13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет 6105 рублей, с 01.10.2012 года - 6471 руб. Заработная плата истцов с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного Ф3 "О минимальном размере оплаты труда", а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем заработная плата окончательно начислялась в сумме 6105 рублей., с октября 2012г - 6471 руб.
Согласно действующему законодательству заработная плата работников в 2012 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в размере 4611 рублей, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством сумм заработная плата истцов за ноябрь 2012 года - январь 2013 года подлежит доначислению. а недополученная разница - довзысканию.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица управления образования администрации Богучанского района просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на неправильное толкование закона и неприменение закона, подлежащего применению. В частности, в силу пунктов 3.5, 3.7-3.9 Порядка оплаты труда работников муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, утвержденного решением Богучанского районного Совета депутатов, от 03.04.2008 года N27-477 компенсационные выплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включаются в состав месячной заработной платы. Руководствуясь указанными положениями, ответчик правомерно включает в величину размера заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку). Суд не учел, что в случае начисления районного коэффициента и северной надбавки на МРОТ произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно, что противоречит ст. 129 ТК РФ.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края просит постановленное по делу решение отменить. Полагает, что действия ответчика по включению в состав заработной платы компенсационных выплат являются законными, поскольку они соответствуют действующим правовым актам. Указывают также на уравнивание заработной платы работников, тарифицируемых по различным разрядам, в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, что будет противоречить ст. 129 ТК РФ.
В судебное заседание истцы Биянов В.В., Колпаков А.В., Бураков С.Н., Билоус Г.А., Звиададзе А.Л., представители ответчика, третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия позволяет судебной коллегии сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав прокурора Андреева А.И., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено исследованными по делу доказательствами, Биянов В.В., Колпаков А.В., Бураков С.Н., Билоус Г.А., Звиададзе А.Л. работают сторожами в МКОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей". В соответствии с трудовыми договорами, заключенными с истцами, работнику устанавливается тарифная ставка (оклад) по 2 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки в соответствии с законодательством РФ, а также надбавок и доплат согласно законодательству Красноярского края, правовым актам муниципального органа управления образованием района и локальным актам образовательного учреждения. Из представленных в дело доказательств следует, что ежемесячная заработная плата истцов (из расчета полного отработанного месяца) за период с ноября 2012 года по январь 2013 года, без учета районного и северного коэффициентов ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Как следует из справок управления образования администрации Богучанского района, в указанный период заработная плата истцов, начисленная за полностью отработанный месяц с учетом районного коэффициента и северной надбавки, увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а затем к указанной сумме начислялась региональная выплата, в связи с чем окончательно заработная плата начислялась в размере 6471 рублей за отработанное время.
Удовлетворяя требования истцов о взыскании недополученной заработной платы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей, с 01 января 2013 года - в сумме 5 205 рублей в месяц. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истцов в ноябре, декабре 2012 года не может быть менее 8299 рублей 80 копеек из расчета: 4 611 руб. (заработная плата) + 3 688,80 (районный коэффициент и северная надбавка); в январе 2013 года - не менее 9369 рублей из расчета: 5 205 руб. (заработная плата) + 4164 руб. (районный коэффициент и северная надбавка).
В связи с изложенным судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу каждого из истцов недоначисленной заработной платы за ноябрь 2012 года - январь 2013 года, как разницы между подлежащей начислению и фактически начисленной истцам заработной платы за указанные месяцы, учитывая при этом количество рабочих дней и фактически отработанных дней истцами за указанные месяцы.
Расчет подлежащих взысканию денежных средств подробно отражен в решении и сторонами не оспаривается.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционных жалоб о том, что указанный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Доводы апелляционной жалобы представителя третьего лица управления образования администрации Богучанского района о том, что работодатель как казенное учреждение обязано исполнять нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которым компенсационные выплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включаются в состав месячной заработной платы, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч.10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно- правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статьей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной плате для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения, и принял по делу законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 1 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы третьих лиц - управления образования администрации Богучанского района, министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.