Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ и выдачи заключений по результатам указанных обследований

Приложение

 

Порядок
проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований
(утв. приказом Минтопэнерго РФ от 21 июля 1999 г. N 241)

 

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" и актами Правительства, регулирующими вопросы лицензирования деятельности в системе топливно-энергетического комплекса*, Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938; Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 г. N 60.

2. В соответствии с действующим законодательством составными частями системы государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор России), объединяющими действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции, являются и региональные госнефтеинспекции, в основную задачу которых входит выдача предусмотренных законодательством заключений от имени соответствующих управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

В настоящем Порядке органы, осуществляющие указанную функцию, далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.

Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за рациональным и безопасным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также эффективного использования энергетических ресурсов.

3. Настоящий Порядок распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, а также на индивидуальных предпринимателей, далее именуемых "организациями".

4. Обследования для осуществления указанного контроля производятся с целью:

- проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии требований и условий, установленных для осуществления деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

- проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

- осуществления энергетического надзора в области добычи, переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов.

4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о соответствии его лицензионным требованиям и условиям в государственные надзорные и контрольные органы представляются следующие документы:

- заявление о выдаче заключения установленной формы (приложение 1);

- копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;

- сведения о наличии емкостей и другого технологического оборудования (их основные характеристики), необходимого для осуществления лицензионной деятельности, а также документы, подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам технической, пожарной и экологической безопасности;

- сведения о профессиональной подготовке работников, осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.

Документы, представленные в государственные надзорные и контрольные органы для получения заключения, регистрируются в специальном журнале.

Рассмотрение заявления предусматривает оценку полноты и достоверности, представленных материалов, проверку соответствия их законодательным актам, требованиям действующих стандартов и других нормативных и технических документов.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного месяца с момента его регистрации. При необходимости проведения дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.

Заключение (положительное или отрицательное) выдается заявителю в течение одной недели со дня принятия соответствующего решения государственных надзорных и контрольных органов (приложение 2).

Основаниями для отрицательного заключения являются:

- несоответствие представленных документов действующему законодательству;

- наличие в документах недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым для осуществления указанного вида деятельности, что подтверждено актом обследования и заключением государственных надзорных и контрольных органов инспекции.

4.2. При проведении обследований деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих заключений, государственные надзорные и контрольные органы инспекции проверяют соответствие следующим требованиям правил технической эксплуатации:

- общие требования к нефтебазам (АЗС);

- требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям и сооружениям;

- требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме, хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;

- документация;

- требования к техническому состоянию резервуаров, технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;

- метрологическое обеспечение нефтебаз;

- контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;

- основные требования к технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;

- учет нефтепродуктов;

- охрана окружающей среды;

- требования к профессиональному отбору, проверке знаний, и инструктаж по технике безопасности;

- оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения;

При проведении обследований деятельности по содержанию и эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:

- общая организация работы при проведении обследования;

- общие требования к АЗС;

- требования к территории АЗС;

- укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;

- наличие документации и порядка ее ведения;

- техническое состояние резервуаров и технического оборудования;

- техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;

- техническое состояние трубопроводов и арматуры;

- техническое состояние электрооборудования;

- устройство и техническое состояние вентиляции;

- организация контроля качества и сбора отработанных нефтепродуктов;

- организация подготовки обслуживающего персонала и инструктажа по технике безопасности;

- оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.

Основными направлениями проверок являются следующие работы и операции:

а) использование моторного топлива, предназначенного для работы автотракторной техники;

б) использование горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических условий, а также нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

в) сверхнормативные потери при хранении, транспортировке, приеме и отпуске нефтересурсов;

г) перерасход горюче-смазочных материалов сверх установленных норм в технологических процессах, при эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

д) сверхнормативное расходование моторного топлива автомобилями, предназначенными для работы на сжиженном нефтяном и сжатом природном газах;

е) потери нефтересурсов из-за неудовлетворительного технического состояния и обслуживания трубопроводного транспорта, автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;

ж) потери в результате неполного слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;

з) необоснованное использование жидкого резервного топлива вместо основного при эксплуатации топливопотребляющих объектов, техники и оборудования;

и) потери от неудовлетворительного состояния измерительных средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного сырья и нефтепродуктов;

к) потери топливных нефтяных ресурсов, затраченных на производство бракованной продукции;

л) потери из-за нерационального использования отработанных нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;

м) потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;

н) потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за невыполнения условий лицензирования деятельности, связанной с нефтепродуктами.

4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, а также осуществление энергетического надзора, проводятся не реже одного раза в год. При необходимости по решению государственных надзорных и контрольных органов могут быть проведены дополнительные проверки.

При проведении обследований и проверок государственные надзорные и контрольные органы вправе получать необходимые заключения соответствующих подразделений Минтопэнерго России и других заинтересованных органов.

По прибытии на место проверяющий предъявляет руководителю организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами, уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.

4.4. Проверка с целью осуществления энергонадзора проводится по следующим основным вопросам:

- организация обеспечения нефтепродуктами и результаты их использования с составлением баланса поступления и расхода по всем направлениям;

- нормирование расхода нефтепродуктов при эксплуатации автотранспортной техники, других машин и механизмов;

- учет работы топливопотребляющей техники;

- состояние бухгалтерского и первичного учета по вопросам использования нефтепродуктов, наличие сверхнормативных и аварийных потерь, правильность списания и расход горюче-смазочных материалов;

- техническое состояние нефтескладского и заправочного оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его неисправности;

- организация контроля качества нефтепродуктов с проверкой паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;

- организация слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества, потерянных при этом нефтепродуктов;

- работа автотранспортной техники, работающей на автобензине, дизельном топливе, сжатом и сжиженном газах, с расчетом непроизводительных потерь от неправильной ее эксплуатации, неудовлетворительного технического состояния и содержания;

- использование котельно-печного топлива;

- сбор и использование отработанных нефтепродуктов;

- соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность с нефтепродуктами.

4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.

Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения.

Участники проверки, а также представители проверяемой организации, несогласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту.

Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой организации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта - государственным надзорным и контрольным органам, проводившим проверку, а также при необходимости соответствующему органу исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.

В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий его эксплуатации, связанных с нарушением действующих норм и правил технической, пожарной и экологической безопасности государственные надзорные и контрольные органы могут выдать предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений.

Предписание, заверенное печатью проверяющего органа, направляется вместе с актом проверки.

Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за выполнением организацией предписаний путем проведения дополнительных проверок.

При невыполнении предписаний выданные ранее заключения аннулируются государственными надзорными и контрольными органами, которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения, либо другой срок, установленный действующим законодательством информируют об этом соответствующий лицензионный орган для принятия соответствующих решений и лицензиата.

Переоформление заключения производится в порядке, установленном для его получения.

До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою деятельность при условии обеспечения безопасности и безаварийности работы.

При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, государственные надзорные и контрольные органы обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

В этом случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии.

5. При проведении обследований сотрудники государственных надзорных и контрольных органов вправе:

- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации и объекты, где производятся прием, хранение, отпуск, транспортировка и используется нефть, нефтяное сырье, нефтепродукты, в том числе отработанные масла;

- требовать от руководителей проверяемых организаций обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе предоставления необходимых для работы документов, материалов и лабораторной базы, привлечения специалистов для проведения соответствующих анализов и измерений;

- давать предписания об устранении нарушений законодательных и нормативных данных требований и условий по вопросам своей компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений;

При проведении обследований государственные надзорные и контрольные органы руководствуются методиками, утвержденными в установленном порядке.

6. Действительными для получения лицензии и подтверждения соответствия лицензионным условиям являются только те заключения, которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.

 

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 мая 2000 г. N КАС 00-184 пункт 7 Порядка в данной редакции признан незаконным (недействующим)

 

7. Обследование и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами производится на основании договоров с организациями, заключаемыми в установленном порядке, с учетом требований, установленных законодательством. Расценки по конкретным видам проверок в зависимости от объема работы и оформления соответствующих документов устанавливаются методиками, утвержденными в установленном порядке.

8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Порядком, осуществляется отделом нефтяной и газовой инспекции Госэнергонадзора Минтопэнерго России.

9. Государственные надзорные и контрольные органы при организации и осуществлении лицензионной деятельности, в том числе при выдаче заключений в установленном порядке, координируют свою работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Спорные вопросы по решениям руководителей государственных надзорных и контрольных органов рассматриваются руководителем Госэнергонадзора Минтопэнерго России, а по его решениям Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

В случае несогласия соискатели лицензии или лицензиата с принятыми решениями, они могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

 

-------------------------------------------------------------------------

* Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе и передвижных), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. N 897; Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394.