Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Никольниковой О.Б. к Администрации города Курска, Управлению по учёту и распределению жилья города Курска, Управлению молодёжной, семейной и демографической политики города Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области о признании постановления о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях недействительным, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании права на участие семьи в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015" по муниципальному образованию "Город Курск", признании права на получение в 2012 году социальной выплаты, рассчитанной по Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Курской области от 18 февраля 2011 года N 65-па, обязании выдать свидетельство на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы,
поступившее по апелляционной жалобе истца Никольниковой О.Б. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 января 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано .
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никольникова О.Б. обратилась в суд с иском к Администрации г. Курска, Управлению по учёту и распределению жилья г. Курска, Управлению молодёжной, семейной и демографической политики г. Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации Курской области, уточнив который, просила признать решение Управления по учёту и распределению жилья г. Курска от 03.09.2012г. о снятии её с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязать ответчика поставить её на учёт в данном качестве, признать за её семьёй в составе двух человек право на участие в Подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по муниципальному образованию "Город Курск", в рамках участия в данной подпрограмме признать право на получение в 2012 году социальной выплаты на приобретение жилья, обязать выдать свидетельство на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы.
В обоснование требований указала, что с 26.12.2008 г. её семья из двух человек (она и дочь Никольникова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании приказа Управления молодёжной, семейной и демографической политики г.Курска от 29.06.2009г. N она была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", изъявившей желание на получение социальной выплаты в 2010г., однако из-за недостатка финансирования данную выплату в 2010 году не получила. Впоследствии семья признавалась участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году, а затем в 2012 году. Однако, постановлением Администрации г. Курска от 03.09.2012г. истец и ее дочь из числа нуждающихся в жилых помещениях исключены со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Отказ мотивирован приобретением ею в собственность квартиры по договору об ипотеке от 02.02.2011г., в то время как правилами новой подпрограммы предусмотрено погашение основной суммы долга по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011г., с чем она не согласна, так как до заключения договора ипотечного кредитования с целью приобретения жилого помещения консультировалась со специалистами Управления молодёжной, семейной и демографической политики и Управления по учёту и распределению жилья г. Курска, которые заверили ее в том, что оформление данного кредита не повлияет на право её семьи на участие в подпрограмме.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец Никольникова О.Б. просит решение суда отменить, как незаконное.
Ответчики: Администрация г. Курска, Управление по учёту и распределению жилья г. Курска, Администрация Курской области, - о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Поскольку ответчиками решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Никольниковой О.Б., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителей ответчиков: Управления молодёжной, семейной и демографической политики г. Курска - Мезенцевой Г.И., Комитета строительства и архитектуры Курской области - Фридман Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. N675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" и в рамках ее реализации Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. N285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.п. "б" п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 01.01.2006г. (подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" - раздел VI "Механизм реализации подпрограммы").
Таким образом, молодая семья имела право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" при обязательном соответствии предусмотренным п. 5 Правил условиям, в том числе, при признании её после 01.03.2005г. нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Признание молодой семьи участницей подпрограммы позволяло ей использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья в том случае, если на момент оформления кредита (займа) она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой также входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы").
Указанными Правилами возможность использования социальной выплаты на погашение молодыми семьями долга по жилищным кредитам (за исключением уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита) не предусматривалась (п.2).
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. N575 пункт 2 Правил дополнен подпунктом "е", позволяющим использовать социальную выплату для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011г.
Этим же Постановлением Правительства РФ Правила дополнены п. 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с п.п. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключённого в период с 01.01.2006г. по 31.12.2010г. включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (п.п. "д" и "е").
Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья закреплено Постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N65-па (в редакции от 21.09.2011г. N461-па), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011г.
Судом установлено, что истец Никольникова О.Б. с семьей в составе двух человек (она и ее дочь Никольникова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ранее проживая в комнате N, общей площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес", принадлежавшей ей и дочери на праве собственности, распоряжением Администрации г. Курска от 26.12.2008г. N была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании заявления истца от 24.06.2009г., ее семья была признана участницей подпрограммы, изъявившей желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году, однако исходя из даты постановки на жилищный учет, социальная выплата в 2010 году, то есть в период действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., предоставлена не была.
С 08.02.2011г. истцу на праве собственности принадлежит " ... " квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м., приобретенная по договору купли-продажи от 02.02.2011г. за счет средств по кредитному договору от 2.02.2011г. (ипотека), ее дочери - Никольниковой С.В. на основании договора дарения от 01.02.2011г., зарегистрированного в ЕГРП 11.02.2011г., принадлежит 1/2 доля жилого дома, общей площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
О начале действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы истец была уведомлена письмом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 14.02.2011г. и на основании ее заявления семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, а затем и в 2012 году.
Постановлением Администрации г. Курска от 03.09.2012г. N истец с составом семьи два человека из числа граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, исключена в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ (зарегистрирована по месту жительства в кв. N, расположенной по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м, приобретенной с использованием средств ипотечного кредитования. Дочери Никольниковой С.В. принадлежит на праве собственности 1/2 доля дома общей площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: "адрес").
Приказом Управления молодежной, семейной и демографической политики г. Курска от 15.10.2012г. N семье Никольниковых отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы на основании п.27 Правил (не предоставлен документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях на момент получения свидетельства).
Данные обстоятельства следуют из пояснений сторон в суде первой инстанции, а также подтверждаются материалами учетного дела Никольниковой О.Б.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался названными выше нормативными актами, а также нормами ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которым гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются, в том числе, обеспеченные жилым помещением на одного человека менее учётной нормы; при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, из которой следует, что утрата гражданами оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является основанием для снятия последних с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истцу на праве собственности принадлежит квартира общей площадью " ... " кв.м, а её дочери Никольниковой С.В. - 1/2 доля жилого дома общей площадью " ... " кв.м, суммарная площадь находящихся в собственности семьи Никольниковых жилых помещений составляет более учетной нормы на одного человека, установленной решением Курского Городского собрания от 04.05.2005г. N 108-3-РС в размере 12 кв.м., суд пришёл к выводу, что оснований для признания истца нуждающейся в жилых помещениях и признания Постановления Администрации г. Курска от 03.09.2012г. N о снятии ее с учёта в данном качестве недействительным не имеется. Принимая во внимание, что возможность предоставления социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов предусмотрена только в отношении ипотечных и жилищных кредитов, полученных до 01.01.2011г., в то время как истцом кредитный договор был заключен 02.02.2011г., суд посчитал, что участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по муниципальному образованию "Город Курск" семья признана быть не может, в связи с чем основания для выдачи свидетельства о праве на социальную выплату также отсутствуют.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований судебная коллегия находит правильным, поскольку установленными Правительством РФ Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, возможность погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, полученным после 01.01.2011г., не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что после внесенных в нормативные правовые акты изменений, касающихся права молодых семей использовать средства социальной выплаты на погашение жилищных кредитов, при условии их заключения не позднее 01.01.2011г., ее семья продолжала признаваться участницей подпрограммы на 2011 и на 2012 годы и была включена в списки претендентов на получение социальной выплаты, основанием к отмене решения не является.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050, предусматривает, что средства на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" предоставляются субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей из федерального бюджета.
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" осуществляется на условиях софинансирования, при этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путем участия в региональной программе.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены Правительством РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что программы, принятые на уровне субъектов РФ, призваны обеспечить реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г., при этом введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках региональной программы недопустимо.
Постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011г. N65-па в редакции, действовавшей до 21.09.2011г., было закреплено право молодых семей использовать социальную выплату за счет средств областного бюджета Курской области и местных бюджетов на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.
Однако, с целью устранения противоречий между законодательством субъекта РФ и федеральным законодательством, Постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011г. N461-па в указанное выше Постановление внесены изменения, согласно которым данная норма исключена и одновременно введено правило, предусматривающее возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, полученным до 01.01.2011г., которое фактически воспроизводит положения п.п. "е" п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.07.2011г. N 575).
Таким образом, неправомерное включение Управлением молодёжной, семейной и демографической политики г. Курска семьи истца в 2011 и в 2012 годах в список молодых семей - участников подпрограммы, не может свидетельствовать о праве истца на получение социальной выплаты для погашения основного долга по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011г.
Довод жалобы о том, что на момент заключения кредитного договора от 02.02.2011г. истец и ее дочь не были обеспечены жильем; перед заключением указанного договора истец консультировалась у ответчиков, которые ее заверили, что оформление ипотеки не повлечет утрату права на участие в подпрограмме, на законность постановленного решения не влияет.
Утверждение в жалобе о том, что в г. Курске действовало две программы - федеральная и областная, при этом истец имеет право на социальную выплату по подпрограмме "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области на 2011-2015 годы" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, учитывая, что наличие региональной программы является обязательным условием для участия субъекта РФ в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, при этом региональная программа реализуется на условиях софинансирования из федерального, областного и местных бюджетов по Правилам, установленным на федеральном уровне.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, выводов суда не опровергают. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Процессуальных нарушений не установлено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Никольниковой О.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.