Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.,
судей Куликовой О.В., Рябинина К.В.,
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено исковое заявление Алексича С.В. к инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным отказа в назначении льготы по освобождению от уплаты транспортного налога и обязании произвести возврат излишне уплаченного транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., возражения истца Алексича С.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Алексич С.В. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в назначении с 22.11.2002 льготы по освобождении от "транспортного налога", обязании произвести возврат ранее уплаченного транспортного налога в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование иска указал, что является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы и относится к гражданам, указанным в ст.14 Закона "О ветеранах". В связи с тем, что военная травма получена до 1990 года, на него распространяется действие Постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209. Ответчик отказал ему в применении налоговой льготы, поскольку в Законе Ленинградской области от 22.10.2002 N 51-ОЗ "О транспортном налоге" указаны только инвалиды Великой Отечественной войны, но не лица, приравненные к ним. Однако, инспекции следовало руководствоваться пп.1 п.1 ст.2 Закона РФ N 5-ФЗ от 06.05.2003 "О ветеранах" и иными правовыми актами, прямо устанавливающими, что отдельные категория лиц приравнивается к участникам Великой Отечественной войны (л.д.2-4).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года иск Алексич С.В. удовлетворен частично. Признан незаконным отказ ИФНС России по Выборгскому району ЛО в назначении Алексичу С.В. льготы по освобождению от уплаты транспортного налога. ИФНС России по Выборгскому району ЛО обязана произвести возврат Алексичу С.В. суммы излишне уплаченного им транспортного налога в размере "данные изъяты" руб. (л.д.44-46).
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик ИФНС России по Выборгскому району ЛО подал апелляционную жалобу с требованием решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года отменить и принять по делу новое решение. В жалобе указал, что транспортный налог является региональным налогом. В ст.356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания их использования. Транспортный налог на территории Ленинградской области установлен и введен законом Ленинградской области от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге". Категории лиц, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, установлены в ст. 3 указанного областного закона. От уплаты налога освобождаются инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий. Истец является инвалидом 2 группы и получает меры социальной поддержки на основании удостоверения о праве на льготы инвалида Отечественной войны. Справка, согласно которой он имеет льготы, установленные для инвалидов ВОВ, не может являться документом, удостоверяющим право на льготу, поскольку перечень мер социальной поддержки по п. 3 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" не предусматривает налоговых льгот (л.д.73-76).
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представитель ответчика ИФНС России по Выборгскому району ЛО, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Присутствовавший в судебном заседании истец Алексич С.В. выразил согласие с решением суда и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Исходя из положений ст.3 закона Ленинградской области "О транспортном налоге" N 51-оз от 22 ноября 2002 года от уплаты транспортного налога освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, истец Алексич С.В. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д.7).
В пенсионном удостоверении Алексича С.В. отражено, что он является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы по ст.14 ФЗ "О ветеранах" (л.д.8-9).
В справке военного комиссариата Ленинградской области от 05.02.2003 указано, что Алексич С.В. был уволен в запас по состоянию здоровья, является инвалидом второй группы и имеет право на льготы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 (л.д. 9).
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом Алексич С.В. требований, суд первой инстанции исходил из того, что понятия "инвалид боевых действий, инвалид Великой Отечественной войны" используются законодателем как тождественные понятию "инвалид войны". Поскольку областным законом Ленинградской области от уплаты транспортного налога освобождены инвалиды боевых действий, то действие указанного закона распространяется и на инвалидов войны.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда с данными выводами суда согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном истолковании закона.
Судом первой инстанции не было принято во внимание, что Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное постановлением Совета Министров СССР N 209 от 23 февраля 1981 года, никаких налоговых льгот не устанавливает, а п. 25 указанного Положения содержит лишь бланкетную норму о том, что предоставление льгот по налогам и сборам регулируется соответствующими нормами законодательства.
Ст.14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" также не содержит указания на предоставление налоговых льгот.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 27 января 2011 г. N 96-О-О, категории налогоплательщиков и плательщиков сборов, которым предоставляются льготы, определяются актами законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ); льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
Следовательно, приравнивание истца к инвалидам Отечественной войны идет по определенному законодателем перечню видов социального обеспечения, в который налоговые льготы не включены.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу, что при рассмотрении судом первой инстанции исковых требований неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с ч.2 ст.330 ГПК РФ, является основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Алексич С.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года в части удовлетворения искового заявления Алексича С.В. отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении искового заявления Алексича С.В. о признании незаконным отказа инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району ЛО в назначении льготы по освобождению от уплаты транспортного налога, обязании инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району ЛО произвести возврат суммы излишне уплаченного им транспортного налога в размере "данные изъяты" рублей отказать.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
судья ФИО7
НА ГЛАВНУЮ / КАРТА САЙТА / СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.