Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
Председательствующего Мирошниковой С.В.,
Судей Бежевцовой Н.В., Кречетова А.А.,
при секретаре Соиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Соколовой И.О. к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 24 декабря 2012 года, которым иск удовлетворен в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения истца Соколовой И.О. и участвующего в деле прокурора Зарипову Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Соколовой И.О. с иском к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка по обращению Соколовой И.О. о нарушении её жилищных прав. В результате проверки установлено, что родители Соколовой И.О. - мать С.Н.А. и отец С.О.В. - решением " ... " суда " ... " от "дата" лишены родительских прав, в связи с чем Соколовой И.О. установлен статус сироты и она воспитывалась в " ... ".
15 июня 2012 года Соколова О.И. закончила " ... ".
Закрепленного жилого помещения в городе Магадане Соколова И.О. не имеет, право собственности на объекты недвижимости в городе Магадане за ней не зарегистрировано.
24 мая 2012 года Соколова И.О. подала в мэрию города Магадана заявление о постановке на учет и предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ей органами местного самоуправления не предоставлено.
Решением Магаданского городского суда от 24 декабря 2012 года иск прокурора города Магадана удовлетворен полном объеме.
На мэрию города Магадана возложена обязанность предоставить Соколовой И.О., "дата" года рождения, уроженке " ... ", изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенное в черте города Магадана.
Не согласившись с решением суда,мэрия города Магадана подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду допущенных нарушений норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства по обеспечению жильем детей-сирот, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет бюджета муниципального образования.
Полагает, что согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий субъекта Российской Федерации, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, передача субъектом Российской Федерации органу местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот не снимает обязательств с субъекта Российской Федерации перед этими гражданами. Следовательно, обеспечение жилым помещением Соколовой И.О. является непосредственным обязательством администрации Магаданской области.
Субвенции муниципальному образованию "Город Магадан" для обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями по договору социального найма, предусмотренные Законом Магаданской области от 28 декабря 2011 года N 1451-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год", в пределах предусмотренных в 2012 году лимитов, полностью израсходованы.
Полагает, что в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона, то есть новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. При этом новый порядок обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями значительно улучшает их положение.
В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Жилищный кодекс Российской Федерации, предоставление муниципальному образованию "Город Магадан" субвенций из бюджета Магаданской области для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан не предусмотрено.
Ссылается на факт отсутствия правовых оснований для исполнения обжалуемого решения в 2013 году, поскольку Закон Магаданской области от 22 июня 2007 года N 875-ОЗ наделял муниципальное образование "город Магадан" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма до 01 января 2013 года.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Магаданской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца и прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, то обстоятельство, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Законом Магаданской области от 22 июня 2007 года N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями" органы местного самоуправления (в том числе муниципальное образование "Город Магадан") были наделены государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Соколова И.О., "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Соколовой И.О. - мать С.Н.А. и отец С.О.В. - решением " ... " суда " ... " от "дата" лишены родительских прав (л.д. 23-27).
Таким образом, Соколовой И.О. установлен статус сироты.
Согласно постановлению главы Ольского района от "дата" N ... Соколова И.О. воспитывалась в Магаданском областном детском доме (л.д. 28).
Соколова И.О. закрепленного жилого помещения в городе Магадане не имеет (л.д. 21-22).
Постановлением мэрии города Магадана от "дата" N ... Соколова И.О. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 35).
Судом установлено, что Соколова И.О. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Магаданской области на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался.
Между тем, исходя из содержания пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Соколова И.О., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма и правомерно обязал мэрию города Магадана предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
По изложенным мотивам доводы мэрии города Магадана не могут быть признаны состоятельными, так как они основаны на неправильном истолковании норм материального права и не опровергают по существу сделанные судом первой инстанции выводы.
Несостоятельна и ссылка в жалобе на изменение с 1 января 2013 года правового регулирования вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 6 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года) в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Соколова И.О. 5 декабря 2012 года, до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ обратилась в суд с иском о защите нарушенного права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, дело рассмотрено судом первой инстанции 24 декабря 2012 года, в связи с чем оснований для применения к спорным правоотношениям материального закона, вступившего в силу с 1 января 2013 года, не имелось.
Руководствуясь статьями 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов
27 марта 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.