Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Коваленко О.В.,
Кречетова А.А.,
при секретаре Соиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола" к Авдееву С.А. о взыскании задолженности по оплате за предоставленные услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей
по апелляционной жалобе Авдеева С.А. на решение Ольского районного суда Магаданской области от 07 декабря 2012 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения ответчика Авдеева С.А. и его представителя Карпушкина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей истца Гершмана Д.Н. и Смоленцевой И.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола" (далее по тексту - ООО "Спецтранс-Ола", Общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Авдееву С.А. о взыскании задолженности по оплате за предоставленные услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей.
В обоснование заявленных требований указало, что им оказаны услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит ответчику на праве собственности, однако он не исполнял своих обязанностей по оплате предоставленных услуг в связи с чем за период с 12 мая 2010 года по 01 мая 2012 года образовалась задолженность в размере " ... ", которую, а также расходы по уплате государственной пошлины, Общество просило взыскать с ответчика.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 07 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично:
с Авдеева С.А. в пользу ООО "Спецтранс-Ола" взыскана задолженность по оплате за предоставленные услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов за период с 12.05.2010 года по 01.05.2012 года в сумме " ... ", задолженность за оказанные услуги по аварийному и текущему ремонту канализационных сетей за период с 12.05.2010 года по 01.05.2012 года в сумме " ... ", а также расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... ".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчиком Авдеевым С.А. поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения в связи с неверным применением судом норм материального права.
Указано, что решение основано на законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг, тогда как истец предоставляет услуги по содержанию жилья.
Полагает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, в частности, положения раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, не принял во внимание довод ответчика о ничтожности в силу положений части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров, заключенных истцом с управляющими компаниями МУП ЖКХ "Ольское" и "МиРемонта" о передаче права на сбор платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, в основу решения суда первой инстанции положено признанное незаконным и отмененное распоряжение главы поселка Ола от 30 декабря 2005 года.
По мнению ответчика, нормы действующего законодательства не устанавливают обязанности оплачивать истцу услуги по содержанию жилья и общедомового имущества, а вывод суда о наличии между истцом и ответчиком договорных отношений не основан на законе. Договор об оказании услуг по содержанию и ремонту жилья, заключенный с организацией, не являющейся управляющей компанией, в силу закона является ничтожным. Поскольку предметом договора между Обществом и МУП ЖКХ "Ольское" от 15 февраля 2011 года являлись услуги по аварийному и текущему ремонту, у истца отсутствует право требовать оплату за вывоз твердых и жидких бытовых отходов за период с 15 февраля 2011 года до 14 ноября 2011 года.
Указывает, что незаконность взимания истцом платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов подтверждается приемом в эксплуатацию в поселке Ола канализационной сети. Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту, применяемые истцом, не обоснованны.
Обращает внимание на неправомерность отказа в принятии встречного искового заявления о признании положений договоров, заключенных Обществом с управляющими организациями, недействительными.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Спецтранс-Ола" просит оставить решение Ольского районного суда от 07 декабря 2012 года без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения ответчика и его представителя, представителей истца, исследовав и оценив дополнительные доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как следует из частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденному постановлениемГосстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 163 (в редакции от 12 декабря 2012 года) вывоз твердых и жидких бытовых отходов относится к жилищным услугам (код 041112), услуги водоснабжения и водоотведения к коммунальным услугам (код 042200).
Из пункта 2 "Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, следует, что твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии с подпунктами "д", "з" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества включает в себя, кроме прочего: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпункте "д" пункта 2 данных Правил, а именно механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, плата за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей является составной частью платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность оплачивать предоставленные собственнику жилого помещения услуги по содержанию и ремонту общего имущества возложена на него частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года, статьи 8 ФЗ N 89 ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно статье 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
31 декабря 2009 года постановлением главы муниципального образования "поселок Ола" N295 для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, были утверждены тарифы на 2010 год на вывоз жидких бытовых отходов в жилых домах, оборудованных ваннами и душевыми - 378, 02 руб. с 1 человека и на вывоз твердых бытовых отходов - 1,98 руб. с 1 кв. метра жилой площади (л.д. 45-46).
Ответчик с 29 июля 1995 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
В нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками многоквартирного дома "адрес" способ управления домом выбран не был.
В связи с отсутствием в пос. Ола управляющих организаций муниципальное образование "поселок Ола", реализуя свои полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, 15 марта 2010 года заключило договор с Г.Д.Н. о создании ООО "Спецтранс-Ола". Предметом деятельности данного Общества в соответствии с условиями договора должны являться удаление и обработка твердых и жидких бытовых отходов, санитарная обработка и иные аналогичные услуги (л.д. 11-13).
15 марта 2010 года было учреждено указанное Общество и его основными, определяющими видами деятельности, в соответствии с пунктом 2 Устава Общества являются услуги по канализации, удалению отходов (л.д. 14, 15-17).
Для исполнения указанных функций Обществу, в соответствии с договором N7 от 12 мая 2010 года администрация муниципального образования "поселок Ола" предоставило в безвозмездное пользование муниципальное имущество (л.д. 23).
15 февраля 2011 года между МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Ольское" МО "поселок Ола", на которое распоряжением главы данного образования возложены функции по управлению многоквартирными домами в п. Ола, и Обществом заключен договор N121.
Согласно пунктам 1.1., 3.2.4, 3.2.5 данного договора Общество приняло на себя обязанность по аварийному обслуживанию и текущему ремонту канализационных сетей многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "поселок Ола" и получило право производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги.
Из представленных истцом документов (путевых листов, информационных писем) следует, что в период с 12 мая 2010 года по 01 мая 2012 года населению поселка Ола, в том числе и жителям дома "адрес" ООО "Спецтранс-Ола" оказывались услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, а в период с 15 февраля 2011 года по 01 мая 2012 года услуги аварийному и текущему ремонту канализационных сетей. Обращений граждан в связи с ненадлежащим выполнением услуг в администрацию муниципального образования и управляющую компанию не поступало, фактов нарушения условий оказания услуг со стороны ООО "Спецтранс-Ола" выявлено не было.
Таким образом, несмотря на отсутствие в период с 12 мая 2010 года по 14 ноября 2011 года договора, между сторонами сложились фактические отношения, связанные с оказанием услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей. Обязанность участия в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на ответчика.
Сведений о том, что ООО "Спецтранс-Ола" услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей в спорный период не оказывались, оказывались ненадлежащим образом, либо оказывались иной организацией, в материалах дела не содержится и ответчиком суду не представлено.
Факт отмены главой МО "поселок Ола" 01 февраля 2011 года распоряжения, возлагающего на МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Ольское" функции по управлению многоквартирными домами в п. Ола, не освобождает ответчика от возмещения расходов, понесенных истцом на содержание общего имущества многоквартирного дома, в котором расположена его квартира.
По результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "поселок Ола", организацией, отвечающей за управление, содержание и ремонт жилого фонда поселка Ола было выбрано ООО "МиРемонта".
В соответствии с договором N 1-11/2011 от 14 ноября 2011 года, заключенным между ООО "МиРемонта" и ООО "Спецтранс-Ола", ООО "Спецтранс-Ола" приняло на себя обязательства по аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутренних инженерных сетей водоотведения, удалению бытовых отходов из многоквартирных домов и их вывозу, вывозу бытовых отходов из бункеров, вывозу (замене) контейнеров.
Договором N 1-11/2011 от 14 ноября 2011 года, заключенным между ООО "МиРемонта" и ООО "Спецтранс-Ола", предусмотрено, что ООО "МиРемонта" уступает, а ООО "Спецтранс-Ола" принимает право требования дебиторской задолженности в части внесения платы за аварийное обслуживание и текущий ремонт внутренних инженерных сетей водоотведения, удаление бытовых отходов из многоквартирных домов и их вывозу, вывозу бытовых отходов из бункеров, вывозу (замене) контейнеров.
Как правильно указал суд первой инстанции, в Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует принцип личного исполнения ответственной организацией обязательств по управлению, содержанию и ремонту жилого фонда. ООО "МиРемонта" вправе по своему усмотрению привлекать для этого третьих лиц, в том числе заключать договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, на предоставление коммунальных услуг, на прием платежей от собственников помещений и нанимателей и др. Следовательно, управляющая организация вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения работ и оказания услуг, составляющих предмет договора, если иное не предусмотрено договором.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что сбор платы за оказываемые услуги не может осуществляться ООО "Спецтранс-Ола" самостоятельно - несостоятелен.
Тариф на вывоз жидких бытовых отходов на территории муниципального образования "поселок Ола" был установлен главой данного образования только на 2010 год постановлением N295 от 31 декабря 2009 года (л.д. 46).
На 2011 год ни глава муниципального образования, ни управляющая организация "МиРемонта", заключившая 14 ноября 2011 года с истцом договор на удаление бытовых отходов, тариф на данные услуги не определяли.
Данный тариф в 2011 и 2012 году установлен истцом и равен тарифу, установленному постановлением главы муниципального образования "поселок Ола" N286 от 28 декабря 2010 года на водоотведение - 365, 25 руб. с человека (л.д. 51).
Как следует из материалов дела, ООО "Спецтранс-Ола" за оказанные услуги направляло в адрес ответчика квитанции об оплате в соответствии с Правилами предоставления услуг по выводу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов".
В соответствии с пунктом 7 данных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, адрес, по котором должны быть оказаны услуги и т.д. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 16 Правил).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что после получения квитанции ответчик обращался в ООО "Спецтранс-Ола" с заявлением об отказе от оказываемых услуг по вывозу бытовых отходов, как и доказательств завышения тарифов на оказанные услуги, наличия в пос. Ола иных организаций, оказывающих услуги по вывозу жидких бытовых отходов, ответчиком, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем довод о необоснованности тарифа на данную услугу не может быть принят во внимание.
Согласно пункту 7.1.5 "Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 года N9, расходы по уборке придомовой территории, вывозу твердых бытовых отходов, других расходов по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории включаются в статью "Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий". В этом же пункте указано, что данные виды работ могут не включаться в себестоимость, а соответственно и в тариф на содержание и ремонт жилья, а учитываются и оплачиваются населением отдельно.
В связи с тем, что услуги по аварийному обслуживанию и текущему ремонту внутренних инженерных сетей водоотведения, удалению бытовых отходов из многоквартирных домов и их вывозу, вывозу бытовых отходов из бункеров, вывозу (замене) контейнеров оказывались не управляющей компанией, а ООО "Спецтранс-Ола", они учитывались и оплачивались отдельно.
Довод ответчика о наличии в пос. Ола действующей канализационной сети опровергается письмом администрации муниципального образования "поселок Ола" N01-14/482 от 05 марта 2013 года, в соответствии с которым по состоянию на дату составления письма в пос. Ола смонтированы и установлены всего 2 канализационные станции, монтаж оборудования в данных станциях произведен в октябре - декабре 2012 года, однако опробование в рабочем режиме канализационная сеть между станциями не проходила.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом в протоколе судебного заседания от 07 декабря 2012 года подробно мотивирован отказ в принятии от ответчика встречного искового заявления, данный отказ основан на нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сомнений в своей правильности не вызывает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ответчика задолженности перед истцом за оказанные услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, аварийному и текущему ремонту канализационных сетей и частичном удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольского районного суда Магаданской области суда от 07 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Авдеева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов
22 марта 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.