судья Магаданского областного суда Бобылев С.В.,
при секретаре судебного заседания Бедаш М.Л.,
с участием Захаровой Н.В. - защитника Кондракова Д.Г., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
представителя ПУ ФСБ России по Магаданской области Биленко С.И,
помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Михайлова Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Кондракова Д.Г. - адвоката Захаровой Н.В.,
на постановление судьи Магаданского городского суда от 07 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
1 августа 2012 года государственным участковым инспектором РФ по госконтролю в сфере охраны МБР ГМИ ПУ ФСБ России по Магаданской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - " ... " Кондракова Д.Г., в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку установлено, что в период с 30 июня 2012 г. по 28 июля 2012 г. экипаж судна " ... " в нарушение выданных разрешений N ... от "дата" и N ... от "дата" на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации 6105.1 (Северо-Охотоморская) и 6105.2 (Западно-Камчатская) промысловых подзон Охотского моря, фактически осуществлял промысел трубача в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Постановлением судьи Магаданского городского суда от 07 февраля 2013 года, " ... " Кондраков Д.Г., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере однократного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом правонарушения в сумме " ... ". без конфискации.
Изъятую в ходе производства по делу продукцию - мясо трубача, 317 мест, все нетто " ... " постановлено передать в Российский фонд федерального имущества по акту приема-передачи для реализации, а в случае невозможности реализации - для уничтожения.
В жалобе защитника Кондракова Д.Г. - адвоката Захаровой Н.В., ставится вопрос об отмене вынесенного судебного постановления ввиду его незаконности. В обоснование доводов указано, что в постановлении имеется ссылка на изготовление продукции на борту судна из добытого улова, что, по мнению судьи, опровергает доводы Кондракова Д.Г. и его защитника, о том, что " ... " ошибся с определением координат и был убежден в том, что находится в территориальных водах. Однако обстоятельства, на которые сослался судья, не были предметом административного расследования и не вменялись в вину Кондракову Д.Г.
Полагает, что судья вышел за пределы вмененных нарушений, чем ухудшил положение Кондракова Д.Г., лишив его возможности приводить доводы в свою защиту.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Кондраковым Д.Г. была допущена ошибка при вычислении границ территориального моря. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что Кондраков Д.Г. умышленно осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе без разрешения, без выделенных квот, отсутствуют. Таким образом, административным органом в действиях Кондракова Д.Г. не установлен умысел на совершение административного правонарушения. Вместе с тем, судья в постановлении сделал вывод о том, что правонарушение совершено Кондраковым Д.Г. умышлено, что также существенно ухудшило его положение и нарушило право на защиту. Из постановления следует, что весь удов трубача был добыт (выловлен) вне разрешенного района добычи. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010г. N 27 прямо указано, что добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении является нарушением условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), а не добычей ВБР без разрешительных документов.
Полагает, что в действиях Кондракова Д.Г. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Отказывая в признании правонарушения малозначительным, судья свой вывод не мотивировал. Судья оставил без внимания доводы стороны защиты, что действиями Кондракова Д.Г. ущерб водным биоресурсам не причинен. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.01.2013г. N 1-П, полагает, что судья назначил Кондракову Д.Г. штраф без учета его материального положения, сумма штрафа не отвечает требованиям справедливости, является несоразмерной характеру совершенного административного правонарушения, в связи с чем может быть уменьшена.
Просит постановление судьи Магаданского городского суда отменить.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы изложенные в жалобе, заслушав объяснения защитника Захаравой Н.В., возражения представителя административного органа ПУ ФСБ России по Магаданской области" Биленко С.И., выступление помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Михайлова Д.М., о законности вынесенного судьей постановления, оснований к отмене обжалуемого судебного акта не нахожу.
Привлекая Кондракова Д.Г. к ответственности, судья правильно исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения доказана. Такой вывод судьи основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела и которым дана правильная юридическая оценка.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с частями 9, 10, 10.1 статьи 1 названного Федерального закона рыболовством является деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Промышленным рыболовством является предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Пол прибрежным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 34 названного Федерального закона разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении: промышленного рыболовства; прибрежного рыболовства; рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; организации любительского и спортивного рыболовства; в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 35 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке, виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены).
Пунктом 9.1 ст. 9 "Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна", утвержденных Приказом Росрыболовства N 671 от 6 июля 2011 года, установлено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах добычи (вылова).
В соответствии с п. 6 Постановления Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:
добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);
нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением и др.
Действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ и выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в этих морских пространствах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Севрыбфлот" осуществляло промысел трубача на основании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по разрешениям N ... от "дата" на " ... " тонн и N ... от "дата" на " ... " тонн, выданных Охотским территориальным управлением Росрыболовства. Районом добычи, установленном в данных разрешениях на добычу (вылов), являются внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации 6105.1 (Северо-Охотоморская) и 6105.2 (Западно-Камчатская) промысловых подзон Охотского моря.
Добыча (вылов) трубача в период с 30.06.2012 по 28.07.2012г. осуществлялась с использованием принадлежащего ЗАО " ... " морского судна " ... ", оборудованного для добычи, переработки, хранения и транспортировки трубача.
" ... " являлся Кондраков Д.Г., который работает в ЗАО " ... " в указанной должности с 20 декабря 2011 года по настоящее время, на основании трудового Договора от 20 декабря 2011 года и приказа N ... от 20 декабря 2011 года.
В результате проведенной 01.08.2012г. должностными лицами ПУ ФСБ России по Магаданской области проверки в отношении судна " ... " установлено, что промысел фактически осуществлялся в исключительной экономической зоне РФ, что является нарушением установленного в разрешениях N ... и N ... района добычи.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно акту осмотра судна от 01.08.2012г., промысловому журналу N ... - " ... ", технологическим журналам учета выпуска готовой продукции и движения сырья, данным судовых суточных донесений (ССД), по разрешению N ... "дата" судном " ... " было добыто " ... " кг. трубача. Из добытого трубача на судне была изготовлена продукция - мясо трубача мороженное в количестве " ... " кг нетто. Таким образом, квота была освоена в один день, остаток составил - " ... " кг.
По разрешению N ... судном " ... " было добыто (выловлено): трубача "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, "дата" - " ... " кг, всего - " ... " кг. Из добытого трубача на судне была изготовлена продукция - мясо трубача мороженное в количестве " ... " кг. нетто.
Из судовой и отчетной документации судна " ... ", отражающей ежедневную деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (промысловых журналов N ... - " ... ", N ... - " ... "), журналов контроля изготовления рыбной и иной продукции (Технологического журнала N ... - " ... ", Технологического журнала N ... - " ... "), судовых суточных донесений (ССД), судового журнала следует, что судно осуществляло промысловую деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, согласно разрешениям N ... и N ... в период с 30 июня 2012 года по 28 июля 2012 года в территориальном море Российской Федерации в средних координатах ограниченных: с запада - меридианом 153°32,3" в.д., с востока - меридианом 153°37,5" в.д., с юга - параллелью 58°48,5" с. ш., с севера - параллелью 58°50,3 " с. ш.
Границы промысловых подрайонов, зон и подзон определяются в соответствии с приложениями к приказу Министерства рыбного хозяйства СССР от 09.09.1980 N 408 "О разграничении Мирового океана на промысловые районы в новых условиях промысла", с дополнениями и изменениями, внесенными в него приказами Министерства рыбного хозяйства СССР от 08.08.1988 N 350 и от 10.03.1989 N 126.
Согласно приказу, указанные " ... " Кондраковым Д.Г. данные в промысловых журналах, технические средства контроля судна, о координатах промысла трубача по разрешениям N ... и N ... , при нанесении на морскую навигационную карту координат добычи, свидетельствуют, что промысел осуществлялся в Западно-Камчатской промысловой подзоне 6105.2, то есть в исключительной экономической зоне РФ.
Фактически добыча (вылов) водных биологических ресурсов, в данный период времени, осуществлялась за пределами территориального моря Российской Федерации промысловой подзоны 6105.2, указанного в разрешениях на добычу (вылов), и велась на континентальном шельфе Российской Федерации (исключительной экономической зоне) промысловой подзоны 6105.2.
Таким образом, весь улов водных биологических ресурсов - трубача в количестве " ... " кг был добыт (выловлен) вне разрешенного района добычи, указанных в разрешениях N ... и N ... Из добытого (выловленного) трубача, была изготовлена продукция мясо трубача мороженое - " ... " кг.
При таком положении полагаю вывод судьи о наличии в действиях" Кондракова Д.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в связи с выловом трубача вне разрешенного района добычи (промысла), указанных в разрешениях N ... и N ... , является правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела.
Предметом административного правонарушения, совершенного должностным лицом - " ... " Кондраковым Д.Г. является трубач в количестве " ... " кг., в связи с чем размер административного штрафа подлежит исчислению от его стоимости.
Как следует из заключения эксперта ООО "Независимая экспертная компания "АВЕКС" N ... от 16 ноября 2012 года, стоимость одного килограмма водного биологического ресурса - трубача по состоянию на 01 августа 2012 г. составила 31 рубль 80 копеек.
Судья обоснованно принял для расчета штрафа данные о стоимости трубача предоставленные ООО "Независимая экспертная компания "АВЕКС", поскольку они согласуются с другими аналогичными сведениями, имеющимися в материалах дела.
Определяя административное наказание в виде административного штрафа в однократном размере " ... " стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, судья принял во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность и назначил Кондракову Д.Г. минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Назначение наказание ниже низшего предела нормами КоАП РФ не предусмотрено.
При таком положении доводы защитника о том, что Кондракову Д.Г. назначено чрезмерно суровое наказание не могут быть приняты во внимание.
Также не может служить основанием к отмене постановления судьи довод жалобы о добросовестном заблуждении Кондракова Д.Г. относительно района промысла (вылова) трубача.
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (утв. приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 года N-140) на " ... " возлагается управление судном, в том числе судовождение. " ... " обязан знать и обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, установленных правил рыболовства.
Правила определения границы территориального моря установлены разделом 2 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 данного Федерального закона.
Статья 4 указанного Закона устанавливает, что исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты (л.д. 138).
Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа утвержден Постановлениями Совета Министров СССР от 07.02.1982 и от 15.01.1985 гг. и также является общедоступной информацией.
В соответствии с данным Перечнем, ширина территориальных вод Российской Федерации в заливе Бабушкина Охотского моря, где велся промысел трубача, отсчитывается от линии наибольшего отлива,
Материалами дела установлено, что судно " ... " имеет современное навигационное оборудование, средства связи и локации, позволяющие безошибочно и достоверно установить положение морского судна.
Доказательств, свидетельствующих о том, что " ... " не имел технической возможности определить точное местоположение управляемого им судна относительно границ территориального моря, не представлено.
Из объяснения " ... " Кондракова Д.Г. от 01.08.2012г. следует, что при вылове трубача по разрешениям N ... и N ... при пересечении территориальных вод он постоянно и своевременно отправлял сообщения на электронную почту ПУ ФСБ РФ Камчатской области, а также делал звонок оперативному дежурному ПУ ФСБ РФ по Магаданской области" (л.д. 34).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кондраков Д.Г. отправляя информацию ПУ ФСБ РФ, понимал, что осуществляет промысел трубача на континентальном шельфе РФ (исключительной экономической зоне РФ).
Из пояснений представителя ПУ ФСБ России по Магаданской области Биленко С.И. следует, что при осуществлении промысла во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации передача такой информации органам ПУ ФСБ РФ не требуется.
Доводы жалобы о том, что судья при рассмотрении дела сослался на обстоятельства не указанные в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют действительности.
Так в протоколе об административном правонарушении (л.д. 135) указано, что добытые (выловленные) уловы водных биологических ресурсов (трубач) направлялись для производства продукции с использованием технологических мощностей рыбопромыслового судна " ... ". Из добытого (выловленного) " ... " кг. трубача на судне была изготовлена продукция мясо трубача мороженное " ... " кг. На эти же обстоятельства судья ссылается в постановлении.
Вместе с тем, указание в мотивировочной части постановления о нарушении " ... " Кондраковым Д.Г. "Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" в части изготовления продукции из улова трубача на борту судна, подлежит исключению, поскольку, как следует из протокола об административном правонарушении, такие нарушения ему административным органом не вменялись.
Судья правомерно не признал совершенное Кондраковым Д.Г. правонарушение малозначительным.
Состав данного административного правонарушения является формальным, следовательно, санкция, установленная ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, применяется независимо от того, привело ли такое правонарушение к причинению ущерба водным биологическим ресурсам.
Несанкционированное ведение промысла вне разрешенного района добычи наносит вредпопуляции трубача, поскольку выделение квот на добычу и определение места вылова имеет,в том числе задачу восстановление водных биологических ресурсов.
Иные доводы жалоб были предметом рассмотрения судьи Магаданского городского суда и в обжалуемом постановлении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается. Фактически эти доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Магаданского городского суда от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, жалобу защитника Кондракова Д.Г. адвоката Захаровой Н.В. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение " ... " Кондраковым Д.Г. "Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" в части изготовления продукции из улова трубача на борту судна.
Судья Магаданского
областного суда С.В. Бобылев
Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.