Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Мирошниковой С.В.,
судей: Лобыкина С.Н., Гришан Л.В.,
при секретаре судебного заседания: Блумитис Н.В.,
рассмотрев 02 апреля 2013 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании Ягоднинской районной общественной организации потребителей "Право" прекратившей свою деятельность и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 21 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании Ягоднинской районной общественной организации потребителей "Право" прекратившей свою деятельность и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее по тексту Управление) обратилось в Ягоднинский районный суд Магаданской области с иском о признании Ягоднинской районной общественной организации потребителей "Право" (далее по тексту Организации) прекратившей свою деятельность и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление указало, что ЯРО ОП "Право" зарегистрирована в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях", регистрационный номер N 379 от 21.02.2001 года. Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Статьей 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в государственном реестре. Данный перечень содержит сведения о фамилии, имени, отчестве должностного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Председателем Организации в 2009 году была избрана И.Н.Г., что подтверждается заявлением о продолжении деятельности организации от 15.03.2010 года. Однако, несмотря на неоднократные предупреждения, направленные в адрес Организации, обновленные сведения в Управление представлены не были.
В соответствии с нормами статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Просило признать ЯРО ОП "Право" прекратившей свою деятельность и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
По результатам рассмотрения дела 21 января 2013 года Ягоднинским районным судом Магаданской области постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Управление Минюста просит решение Ягоднинского районного суда от 21 января 2013 года отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что руководитель ЯРО ОП "Право" сменился в 2009 году, однако более двух лет в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения не соответствующие действительности.
Поскольку сведения о новом руководителе Организации И.Н.Г. не внесены в ЕГРЮЛ, юридически она не является новым руководителем ответчика, и, соответственно, не может осуществлять юридически значимые действия, в интересах юридического лица. Не опровергая утверждение ответчика, о направлении в адрес Управления электронного и почтового отправления, содержащего отчеты Организации за 2011 год, подписанные вновь избранным руководителем. Указывает на то, что судом оставлено без внимания, что изменения в сведения о руководителе юридического лица в ЕГРЮЛ вносятся в законодательно определенном порядке и по формам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". Между тем, ответчик обновленные сведения о руководителе в установленном законом порядке не представил. Полагает, что судом не установлено, что направляемая ответчиком корреспонденция содержала документы, необходимые для внесения изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Кроме того, вся переписка между Управлением и ЯРО ОП "Право" фактически сведена к направляемым в адрес ответчика предупреждениям Управления. Ссылается на наличие оснований, указанных в части 3 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", для признания Организации, прекратившей свою деятельность именно как юридического лица. При этом, в отличие от ликвидации, общественному объединению, признанному прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, законодательством не запрещено осуществлять уставную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ установлено, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Статья 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ определяет порядок государственной регистрации общественных объединений: для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного указанным Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные такого лица), установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ регламентированы обязанности общественного объединения, в том числе по информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации вышеуказанной нормы федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, а также перечень и формы документов, необходимых для внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Таким образом, изменения в сведения о некоммерческой организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, вносятся в установленном федеральным законодательством порядке, т. е. по форме РН0004, утвержденной вышеназванным постановлением.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в соответствии с Приказом Минюста России от 21 мая 2009 года N 147 является территориальным органом Минюста России, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (л.д. 35-45).
Ягоднинская районная общественная организация потребителей "Право" зарегистрирована Управлением юстиции Магаданской области 21 февраля 2001 года, регистрационный номер 379 и приобрела с указанного момента права юридического лица (л.д. 15, 16).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26 ноября 2012 года председателем (т.е. лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица) ЯРО ОП "Право" является Б.Б.Б..
Между тем, согласно копии протокола учредительного собрания ЯРО ОП "Право" от 17 апреля 2009 года председателем Организации избрана И.Н.Г. (л.д. 82).
В силу приведенных норм Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, в течение трех дней с момента избрания нового председателя Общества, на последнем лежала обязанность по информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации данного объединения (Управления), об изменении сведений о руководителе (председателе) Организации. Однако, доказательств исполнения указанной обязанности в установленный законом срок Организацией не представлено.
22 марта 2010 года в адрес Управления Минюста поступило заявление ЯРО ОП "Право", подписанное новым председателем И.Н.Г., с информацией об отсутствии в 2009 году поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и о намерении продолжать деятельность в 2010 году (л.д. 19).
23 декабря 2011 года Управлением Минюста в адрес общественной организации было направлено предупреждение о недопустимости нарушения части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ, а именно о необходимости внести (представить) изменения в сведения о руководителе и местонахождении Организации, с указанием срока устранения выявленных нарушений - до 01 марта 2012 года (л.д. 20-27).
Аналогичное предупреждение направлено в адрес ЯРО ОП "Право" Управлением Минюста 20 июля 2012 года с предложением в срок до 01 сентября 2012 года представить информацию об изменении сведений о руководителе Организации (л.д. 28-31).
Истребованная судом и приобщенная к материалам дела копия телеграммы N 8 от 30 августа 2012 года, направленная Организацией в адрес Управления Минюста, содержит информацию о смене руководителя ЯРО ОП "Право", которая была направлена до истечения срока, указанного в предупреждении Управления от 20 июля 2012 года (л.д. 106).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, обоснованно исходил из того, что факт несвоевременного информирования органа, регистрирующего общественные объединения, об изменении данных руководителя, уполномоченного действовать от имени Организации, не может служить достаточным основанием для прекращения деятельности Организации, поскольку деятельность ответчика, как юридического лица велась, что подтверждается, в том числе и перепиской между истцом и ответчиком, фактом представления Организацией отчётных сведений в 2010 и 2011 годах.
При таких обстоятельствах, когда деятельность Организации фактически не прекращалась, выполняются предусмотренные уставом функции, достаточных законных оснований для удовлетворения иска Управления о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из ЕГРП у суда первой инстанции не имелось.
Неисполнение Организацией в установленный в предупреждениях Управления срок законных требований о предоставлении измененных сведений о руководителе и месте нахождения Организации, являлось основанием для возбуждения Управлением в отношении Организации дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, о чем Организация информировалась Управлением.
Осуществляя государственный контроль за соответствием деятельности Организации уставным целям и дважды принимая решение о вынесении в адрес Организации письменного предупреждения, в связи с выявлением нарушения законодательства Российской Федерации, Управление, в связи с неисполнением в установленный срок требований, изложенных в предупреждениях, было вправе инициировать возбуждение в отношении Организации дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с целью побуждения Организации к устранению допущенных нарушений закона, однако, от реализации данного права Управление уклонилось.
При таком положении, с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, коллегия полагает, что непредставление в установленный срок общественной организацией сведений, не связанных с внесением в учредительные документы, а также активная позиция Организации при рассмотрении настоящего дела, свидетельствует не о фактическом прекращении ею своей деятельности, а о допущенном Организацией нарушении законодательства Российской Федерации, в части соблюдения срока и порядка представления указанных сведений и, как следствие, об отсутствии оснований для признания ЯРО ОП "Право" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Вместе с тем, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
При таком положении коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного постановления, в том числе по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Управления.
Руководствуясь статьей 329, пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин
02 апреля 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.