Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
Председательствующего: Гаджиевой С.А.,
судей: Лобыкина С.Н., Выглева А.В.,
при секретаре судебного заседания: Левыкиной Л.С.,
рассмотрев 15 марта 2013 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по иску прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" о возложении обязанности оборудовать места по сбору и организовать передачу ртутьсодержащих ламп по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" на решение Магаданского городского суда от 25 декабря 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" о возложении обязанности оборудовать места по сбору и организовать передачу ртутьсодержащих ламп удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" оборудовать место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать передачу отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" в размере " ... ".
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения прокурора Розенберг Н.Л., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор гор. Магадана, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Магаданский городской суд с иском к ООО "Городская управляющая компания "РЭУ-7" (далее - ООО "ГУК "РЭУ-7") о возложении обязанности оборудовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться согласно требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
В силу положений подпункта "д (1)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Постановлением мэрии города Магадана от 11 ноября 2010 года N 3440 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан", в соответствии с пунктом 2.1 которого организация сбора, вывоза, утилизации и переработки РСО от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя обустройство мест накопления РСО (приобретение необходимых материалов и оборудования), а также накопление РСО в целях их дальнейшего транспортирования специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что на контейнерных площадках для сбора мусора (твердых бытовых отходов), распложенных в районе 88 многоквартирных домов, указанных в акте проверки от 17 октября 2012 года, находящихся в управлении ООО "ГУК "РЭУ-7", отсутствуют отдельно оборудованные контейнеры для сбора использованных энергосберегающих и люминесцентных ламп, а также информация о месте сбора использованных энергосберегающих и люминесцентных ламп.
Просил обязать ООО "ГУК "РЭУ-7" оборудовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
По результатам рассмотрения дела 25 декабря 2012 года Магаданским городским судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "ГУК "РЭУ-7" просит решение Магаданского городского суда от 25 декабря 2012 года отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что судом при вынесении решения неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права. Указывает, что в соответствии с положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 2006 года N 491, а также Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, управляющая компания в рамках полномочий по содержанию общего имущества многоквартирного дома вправе осуществлять накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, используемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, т. е. при освещении подъездов, подвалов, чердаков и пр., но не осуществлять сбор у населения отработанных ртутьсодержащих ламп, использованных при освещении помещений собственников. Во исполнение норм статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, постановлением мэрии города Магадана от 11 ноября 2010 года N 3440 утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан". Считает, что данным муниципальным правовым актом порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не урегулирован, а также не предусмотрена организация пунктов приема опасных отходов. Полагает, что до совершения соответствующих действий органом местного самоуправления управляющие компании, в том числе ООО "ГУК "РЭУ-7", лишены возможности оборудовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности. Ссылается на то, что судом оставлено без внимания и оценки содержание городской целевой программы "Развитие системы обращения с ТБО в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением мэрии гор. Магадана от 4 декабря 2012 года N 5022, не предусматривающей наличие на территории муниципального образования "Город Магадан" пунктов приема ртутьсодержащих отходов, а также оборудования, позволяющего их перерабатывать.
В своих возражениях прокурор города Магадана полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях прокурора, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой г. Магадана 17 октября 2012 года проведена проверка с выходом на место на предмет соблюдения управляющими организациями, осуществляющими деятельность по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 (л.д. 10-11).
По результатам проверки установлено, что на контейнерных площадках для сбора мусора многоквартирных домов, находящих в управлении ответчика, отсутствуют отдельно оборудованные контейнеры для сбора использованных энергосберегающих и люминесцентных ламп. Также на территории контейнерных площадок для сбора мусора, на информационных стендах, в подъездах домов отсутствует информация о месте сбора использованных энергосберегающих и люминесцентных ламп.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17 октября 2012 года (л.д. 10-11).
Согласно сведениям, предоставленным департаментом жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана, управление перечисленными в акте проверки от 17 октября 2012 года многоквартирными домами осуществляет ООО "ГУК "РЭУ-7" (л.д. 12-14).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила N 491), предусматривают, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
В силу подпункта "ж" пункта 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "д(1)" пункта 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно нормам пункта 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, потребители ртутьсодержащих ламп, т. е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
В силу норм пунктов 8, 9 вышеуказанных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Таким образом, действующим федеральным законодательством определено, что потребители ртутьсодержащих ламп, т. е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, в том числе управляющие компании в рамках реализации полномочий по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп (хранение ртутьсодержащих ламп), организуют места для их накопления и обеспечивают передачу отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В целях реализации вышеназванных норм федерального законодательства на территории г. Магадана принято и действует постановление мэрии города Магадана от 11 ноября 2010 года N 3440, которым утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка все ртутьсодержащие отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательному сбору, вывозу, утилизации и переработке специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 1.4 Порядка требования порядка распространяются на население, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Магадан", в результате которой образуются ртутьсодержащие отходы.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки РСО от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из следующих этапов:
- обустройство мест накопления РСО (приобретение необходимых материалов и оборудования);
- заключение договоров со специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;
- накопление РСО в целях их дальнейшего транспортирования специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;
- постоянный учет получаемых люминесцентных ламп, приборов с ртутным заполнением и металлической ртути и отработанных РСО с отражением в журнале учета образования и движения ртутьсодержащих отходов;
- передача РСО специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, с оформлением акта приема-передачи.
Таким образом, на территории г. Магадана посредством принятия постановления мэрии г. Магадана от 11 ноября 2010 года N 3440 урегулирован порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы ответчика о том, что указанный муниципальный нормативный правовой акт не регулирует вопросы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Магадана, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, постановление мэрии г. Магадана от 11 ноября 2010 года N 3440 является муниципальным нормативным правовым актом, принятым по вопросу местного значения в сфере организации мероприятий по обращению с отходами потребления, и подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования "Город Магадан".
В части доводов жалобы о том, что судом оставлены без внимания и оценки положения городской целевой программы "Развитие системы обращения с ТБО в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2012-2016 годы" (далее Программа), утвержденной постановлением мэрии гор. Магадана от 4 декабря 2012 года N 5022, судебная коллегия полагает следующее.
Исполнителем Программы являются, в том числе организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в г. Магадане, в порядке, предусмотренном действующим законодательством (управляющие организации) (Раздел 4 Паспорта Программы).
Перечень мероприятий в рамках реализации Программы включает приобретение, доставку, установку специализированных контейнеров (евроконтейнеров) для сбора твердых бытовых отходов с крышками (в т.ч. для раздельного сбора твердых бытовых отходов) (пункт 2.4 Раздела 7 Паспорта Программы).
Финансирование мероприятий Программы, в том числе вышеуказанного, в 2013 году осуществляется, как за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан" в сумме 15 750 000 руб., так и за счёт внебюджетных источников, в число которых включены средства, собираемые управляющими организациями с населения в составе платы за жилье, в сумме 4 370 000 рублей (Раздел 6 Программы).
При этом на ответчика, как на одного из исполнителей Программы, возложена организация реализации программных мероприятий, предусматривающих, в том числе: приобретение, доставку и установку специализированных контейнеров для сбора ТБО (евроконтейнеров) с крышками для раздельного сбора ТБО; ремонт, реконструкцию и строительство новых контейнерных площадок (п.п. 2.4, 2.8 Раздела 7 Программы).
При таком положении, с учётом возложенной на ответчика федеральным законодательством обязанности осуществлять организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, в рамках выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов, постановленное судом решение об удовлетворении исковых требований следует признать законным и обоснованным.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
По изложенным причинам судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика следует отказать вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных ответчиком в связи с подачей апелляционной жалобой, судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-7" - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
Верно:
Судья Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин
15 марта 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.