Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 марта 2013 г. по делу N 33А-348
Московский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Батаева А.В.,
Богдашова Д.А.,
при секретаре ФИО4, с участием заявителя, представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 0000 ФИО5 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица и коллегиального органа на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2012 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части 0000 подполковника запаса ФИО8 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 0000, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителя должностного лица и коллегиального органа в обоснование апелляционной жалобы, заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 с ноября 2004 года проходил военную службу в органах ФСБ России. Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N заявитель уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части.
19 сентября 2012 года ФИО1, обеспеченный жилым помещением в "адрес", обратился к командованию с рапортом, в котором указал, что местом жительства после увольнения с военной службы он избрал "адрес".
Решением жилищной комиссии Департамента военной контрразведки ФСБ России от 13 ноября 2012 года, утвержденным его руководителем, заявителю отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил упомянутое решение жилищной комиссии и действия воинского должностного лица, связанные с его утверждением, и просил, отменив его, обязать жилищную комиссию принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции, частично удовлетворив заявление ФИО1, обязал командира и жилищную комиссию войсковой части 0000 повторно рассмотреть вопрос о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилье по избранному месту жительства, а в остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица и коллегиального органа, не соглашаясь с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять новое, отказав в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого автор жалобы указал, что суд сослался на приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, который не распространяет свое действие на военнослужащих, проходящих военную службу в органах федеральной службы безопасности.
Акцентирует внимание на том, что суд, применив п.п. "г" п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, пришел к неправильному выводу о том, что выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна предоставляться военнослужащим только при наличии у него прав на жилые помещения, так как п. 3 Правил устанавливает четкий перечень документов, которые военнослужащий должен приложить к своему рапорту. Не учтено судом и то обстоятельство, что заявителем не представлен ряд документов, которые должны свидетельствовать о наличии у него права быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Полагает, что суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии препятствий для сдачи ФИО1 жилого помещения органу, его предоставившему, тогда как статус военного городка, в котором находится жилое помещение, в ходе судебного заседания не выяснялся, а заявитель и члены его семьи обязательство о сдаче квартиры не давали.
Также считает, что занимаемая ФИО1 квартира должна сдаваться в органы федеральной службы безопасности, где он проходил военную службу, а не Министерству обороны РФ, как указал суд в своем решении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами по делу, ФИО1, повторно поступивший на военную службу по контракту в органы ФСБ России в 2004 году, подлежал обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением. Имея более 30 лет выслуги и увольняясь с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, заявитель, проживая в "адрес", в своем рапорте указал на избрание им места жительства после увольнения "адрес".
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 анализируемого Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
Пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление с указанием избранного постоянного места жительства.
К названному заявлению военнослужащий прилагает копии паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность военнослужащего и всех членов его семьи, свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, копии свидетельств о заключении (расторжении) брака, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством РФ.
Анализируя изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к убеждению, что ФИО1 правомерно поставил перед жилищным органом вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, который подлежал рассмотрению соответствующей жилищной комиссией.
Единственным основанием, по которому жилищной комиссией Департамента военной контрразведки ФСБ России заявителю отказано в признании нуждающимся в жилье явилось непредставление им документов, свидетельствующих об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации.
Действительно, подп. "г" п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующий рапорт, к которому прилагается, в том числе выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 года N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012 года)), органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Ссылка суда первой инстанции на приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, хотя и является необоснованной, так как заявитель проходил военную службу в органах ФСБ России, однако сама по себе на правильность принятого судом по существу спора решения повлиять не может и основанием для его отмены не является.
Что же касается позиции автора апелляционной жалобы относительно порядка сдачи ФИО1 имеющегося у него жилого помещения и отсутствия обязательства о сдаче квартиры, то эти рассуждения являются преждевременными, поскольку подлежат разрешению при предоставлении заявителю жилья, а не при рассмотрении вопроса о его признании нуждающимся в нем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица и коллегиального органа ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного военного суда Д.А. Богдашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.