Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 марта 2013 г. по делу N 33А-346
Московский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Батаева А.В.,
Богдашова Д.А.,
при секретаре ФИО4, с участием заявителя рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по его апелляционной жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2012 года, которым военнослужащему внутренних войск МВД России, проходящему военную службу по контракту на должности преподавателя Военного университета Министерства обороны РФ подполковнику ФИО5. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" (далее - университет), связанных с отказом в выплате заявителю материальной помощи за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО5, являющийся военнослужащим внутренних войск МВД России и проходящий военную службу в университете на должности преподавателя, 01 июня 2012 года обратился с рапортом к вышестоящему командованию о выплате ему материальной помощи за 2012 год в сумме пяти окладов как военнослужащему внутренних войск МВД России.
04 сентября 2012 года в выплате материальной помощи заявителю отказано на том основании, что при выплате денежного довольствия военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу в университете, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, а не Министерства внутренних дел России.
Полагая свои права нарушенными, ФИО5 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника университета восстановить его нарушенное право путем выплаты материальной помощи.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО5 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что положения Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МО РФ для внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N/ф/417 (далее - Договор), в части начисления и выплаты денежного довольствия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, необоснованны и противоречит ст. 37 Конституции РФ.
Ссылаясь на положения ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", п. 2 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 993, и п. 1.2 приказа МВД России от 19 декабря 2011 года N 1265 "О порядке обращения военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, за материальной помощью и ее размерах" (далее - Приказ), полагает решение суда, признавшего отказ в выплате ему материальной помощи обоснованным, противоречащим вышеперечисленным нормам права.
Обращает внимание на то, что все остальные виды выплат военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях в университете, производятся в соответствии с нормативными актами МВД России.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Приказа, военнослужащим внутренних войск МВД России может быть выплачена материальная помощь в размере не более пяти окладов денежного содержания в год на основании их рапортов, в которых указываются основания для обращения и размер материальной помощи.
В то же время в силу п. 84 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011года N 2700 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего.
Отказывая ФИО5 в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд, сославшись на п. 12, 21 Договора и сообщения Департамента финансового планирования МО РФ от 25 июня и 05 декабря 2012 года, пришел к выводу о том, что при начислении денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, которые занимают воинские должности в учебных заведениях МО РФ, необходимо руководствоваться нормативными актами Министерства обороны РФ.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 50 вышеназванного Закона и п. 63 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248, финансирование расходов на обеспечение деятельности внутренних войск МВД России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Пунктом 27 статьи 8 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 03 марта 1999 года N 281, определено, что Главное командование вносит в Министерство внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
Из п. 2 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2011 года N 993 и п. 3 Приказа следует, что выплата материальной помощи производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России.
На основании контракта о прохождении военной службы, заключенного ФИО5 в сентябре 2008 года, последний обязуется проходить военную службу в кадрах внутренних войск МВД России на период обучения в университете и пять лет военной службы по окончанию обучения, а Министерство внутренних дел РФ обеспечивать соблюдение прав военнослужащего и членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсации, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Как усматривается из материалов дела, заявитель приказом Министра внутренних дел РФ от 10 октября 2011 года N 1387 назначен на должность преподавателя кафедры университета.
Пунктом 12, 18-19 Договора установлено, что обеспечение военнослужащих постоянного и переменного состава, содержащихся за счет численности и средств главного командования внутренних войск МВД России (далее Главное командование) в штатах военно-учебных заведений МО РФ, осуществляется через соответствующие довольствующие органы Министерства обороны РФ за счет средств Главного командования.
После доведения в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Главное командование направляет Министерству обороны РФ уточненный перечень должностей военнослужащих, подлежащих содержанию за счет численности и средств Главного командования.
Расчеты за содержание и обучение производятся путем централизованного перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Правительством РФ для межведомственных расчетов.
Из п. 3,4 Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 октября 2004 года N 565, видно, что взаимные расчеты, включая их уточнение, осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах ассигнований, выделяемых обеспечивающему главному распорядителю средств на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год, путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на соответствующий год.
Принятие и исполнение бюджетных обязательств по содержанию и обслуживанию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных ст. 1Федерального закона "Об обороне", военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной фельдъегерской связи, подготовке военных кадров и другим видам обеспечения осуществляются за счет ассигнований, полученных на эти цели исполняющим главным распорядителем средств (Министерство обороны РФ) от обеспечивающего главного распорядителя средств (Министерство внутренних дел РФ и Главное командование) в порядке, установленном анализируемыми Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, доведенных до обеспечивающего главного распорядителя средств.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку заявитель, являясь военнослужащим, проходящим военную службу в кадрах внутренних войск, структурно входящих в Министерство внутренних дел РФ, как на основании контракта о прохождении военной службы, так и на основании вышеприведенных норм права, подлежит обеспечению денежным довольствием за счет средств Главного командования, то есть в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России а, следовательно, принятое судом решение подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции учитывает, что каких-либо дополнительных соглашений относительно содержания постоянного и переменного состава военнослужащих внутренних войск МВД России в военно-учебных заведениях МО РФ, как того требует п. 1 Договора, в материалах дела не содержится, а из пояснений ФИО5 в суде апелляционной инстанции и выписок из приказов начальника университета от 03 апреля и 24 декабря 2012 года N 313 и 1283, соответственно, установлено, что ежемесячную надбавку за особые достижения в службе и ученую степень он получает в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России, со ссылкой в приказах на нормативные правовые акты этого министерства.
Помимо этого, ссылка суда на письма Департамента финансового планирования МО РФ от 25 июня и 05 декабря 2012 года не может быть признана обоснованной, так как в силу ст. 11 ГПК РФ эти сообщения не являются нормативными правовыми актами, применяемыми судом при разрешении гражданского дела, а кроме того, они же на основании вышеизложенного, противоречат действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Что же касается упоминания судом первой инстанции в своем решении п. 21 Договора, то оно какого-либо значения для настоящего дела не имеет, поскольку регулирует лишь разногласия сторон договора по сумме расходов Министерства обороны РФ, подлежащей возмещению Главным командованием, а не воинского должностного лица и заявителя по поводу порядка обеспечения последнего денежным довольствием.
При таких данных судебная коллегия приходит к убеждению, что оспоренные ФИО5 действия воинского должностного лица нарушают его права, которые подлежат судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2012 года по заявлению ФИО5, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
Заявление ФИО5 удовлетворить.
Обязать начальника Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" рассмотреть вопрос о выплате ФИО5 материальной помощи за 2012 год в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного военного суда Д.А. Богдашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.