Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 марта 2013 г. по делу N 33А-321
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Потанине Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ и начальника территориального отделения в "адрес" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма и снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, ФИО8 проходит военную службу по контракту в войсковой части N. В январе 1996 года он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения и в марте 2007 года ему была распределена квартира по адресу: "адрес". Ввиду нераспорядительности воинских должностных лиц ФИО8 не заключил договор социального найма данного жилого помещения, а в июне 2012 года данная квартира была распределена ему повторно.
Однако решениями начальника территориального отделения в "адрес" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ (далее - начальник территориального отделения) от ДД.ММ.ГГГГ N N и 09-31/0011 ФИО8 был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения, и ему было отказано в предоставлении вышеуказанной квартиры. В качестве основания для отказа в предоставлении упомянутого жилого помещения начальник территориального отделения сослалась на наличие у ФИО8 постоянной регистрации в "адрес", в которую он вселен в качестве члена семьи нанимателя, а также обеспеченность заявителя жильем по установленным нормам.
Полагая свои права нарушенными, ФИО8 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить упомянутые решения начальника территориального отделения, а на начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ (далее - Западное РУЖО) возложить обязанность по рассмотрению вопроса о предоставлении ему названной квартиры по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении требований заявителя, отказал.
В апелляционной жалобе заявитель считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы он указывает, что гарнизонный военный суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно то, что заявитель является членом семьи его брата ФИО5, пользуется правами нанимателя как член семьи нанимателя и своим фактическим выездом из квартиры в 2002 году добровольно не прекратил договор социального найма квартиры по адресу: "адрес".
Ссылаясь на ст. ст.1, 10, 69 и 83 ЖК РФ считает, что поскольку он в 2002 году выехал из указанной квартиры и по настоящее время проживает в других жилых помещениях, то он перестал быть членом семьи нанимателя указанной выше квартиры и утратил право пользоваться ею, а следовательно является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит обеспечению жильем.
Указывает, что суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 71 ЖК РФ ошибочно определил его не проживание в квартире в течение более 10 лет как временное отсутствие в квартире.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что гарнизонным военным судом, в нарушение п. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения не оценены доводы заявителя о том, что его регистрация в квартире была вынужденной мерой и обусловлена исключительно требованием ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" для исполнения обязанности регистрационного учета граждан РФ по месту жительства и отказом командования части зарегистрировать его при воинской части, а также не были оценены приведенные суду доводы из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, непосредственно связанные с мотивацией заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К таким гражданам относятся и военнослужащие, право которых на получение жилых помещений по договорам социального найма закреплено в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
В частности, п. 1 статьи 15 названного Федерального закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно этой же статье упомянутого Федерального закона военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, на первые пять лет военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями или общежитиями. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Частями 2-4 приведенной статьи ЖК РФ определено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Из содержания решения Ивановской городской Думы от 24 мая 2005 года N 513 следует, что учетная норма жилого помещения в Ивановской области составляет 10 кв.м. на каждого члена семьи нанимателя жилого помещения.
В силу Положения о территориальном отделении в Ивановской области - городе Иваново федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ года N N функция вынесения решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма в городе Иваново и Ивановской области возложена на названное управление.
Как видно из материалов дела ФИО8 проходит военную службу по контракту в войсковой части N, его выслуга составляет более 26 лет, а первый контракт о прохождении военной службы был им заключен до 1 января 1998 года, в период прохождения военной службы заявитель не обеспечивался жилыми помещениями.
Также из материалов дела усматривается, что заявитель имеет постоянную регистрацию в квартире "адрес". Названное жилое помещение по решению Исполнительного комитета Фрунзенского Совета народных депутатов города Иваново (ордер от 2 февраля 1982 года N 56) было предоставлено отцу заявителя на состав семьи, в которую входил и ФИО8.
По мнению судебной коллегии, гарнизонный военный суд установив, что заявитель будучи еще в 1988 году вселенным в квартиру общей площадью 60 кв.м., в которой в настоящее время зарегистрированы 4 человека, в том числе заявитель, выделенную его отцу, в качестве члена семьи нанимателя, после перезаключения договора социального найма обладает всеми правами, предоставленными его брату, как новому нанимателю данного жилого помещения, обеспечен жилым помещением по нормам установленным действующим законодательством (более учетной нормы - 10 кв.м.) и права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны РФ не имеет.
При этом суд первой инстанции, правомерно признал законными действия должностных лиц, чьи действия оспариваются, связанные с отказом в оформлении выделенного заявителю жилья и снятии его с жилищного учета и обоснованно отказал в удовлетворении требований его заявления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о другой правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивановского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.