Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 февраля 2013 г. по делу N 33А-224
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Потанине Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2012 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника N-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, капитан ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". В октябре 2012 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России распределил ему квартиру в "адрес", а в ноябре того же года начальник N-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении этого жилого помещения, мотивировав это отсутствием у ФИО1 права на получение жилья по избранному месту жительства.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи вышеуказанной квартиры по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого он приводит положения законодательства о статусе военнослужащих, устанавливающих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, согласно которым, по его мнению, общая продолжительность военной службы 20 лет и более является самостоятельным основанием для обеспечения военнослужащего жилым помещением по избранному им месту жительства.
При этом утверждает, что вывод суда о возможности предоставления ему жилья только в год увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе основан не на законе, а указаниях Департамента жилищного обеспечения.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Порядок обеспечения таких военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному месту жительства установлен п. 14 вышеуказанной нормы закона, в силу которой право на получение жилья не по месту прохождения военной службы предоставляется исключительно военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.Согласно п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, родившийся 9 февраля 1969 г., заключил первый контракт о прохождении военной службы будучи офицером 30 марта 1994 г.
Таким образом, он является военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и, как правильно указал в решении суд первой инстанции, может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства только в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при увольнении с военной службы.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ, Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правил предоставления военнослужащим-гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства от 29 июня 2011 г. N 512, с учетом приведенных положений п. 3 ст. 6 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона, правом на обеспечение жильем по избранному месту жительства обладают лишь военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, увольняемые с военной службы по данному основанию, а также военнослужащие общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, то есть те категории военнослужащих, к которым ФИО1 не относится.
Вопреки утверждению в жалобе об обратном, вывод суда о возможности реализовать право на получение в таком порядке жилья в связи с увольнением по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе лишь в ходе процесса увольнения по данному основанию прямо вытекает из положений п. 14 ст. 15 Закона, согласно которой обеспечение таких военнослужащих жилым помещением при перемене места жительства осуществляется исключительно при увольнении с военной службы, а не при ее прохождении.
Поскольку ФИО1 не увольняется с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья, а предельного возраста пребывания на военной службе он достигнет в феврале 2014 года, на момент принятия в ноябре 2012 года начальником N-го отдела ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решения об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма, ФИО1, обеспеченный жильем по месту прохождения военной службы, действительно не имел права на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
При таких данных решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воронежского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2012 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.