Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Неустроева В.С. и Коронца А.А.,
при секретаре - Кислинской А.Д.,
с участием представителя заявителя Проходцева О.В. и представителя Главного военного прокурора подполковника юстиции Вищик О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителей Проходцева О.В. и Шевякова М.И. на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2012 года, согласно которому частично удовлетворено заявление подполковника ФИО1 об оспаривании действий(бездействия) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - Департамента), связанных с ненадлежащим рассмотрением его обращения и снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как усматривается из решения суда и материалов дела, в связи с достижением 30 марта 2006 года предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1 подлежал увольнению с нее с предварительным обеспечением жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 8 мая 2007 года на командира войсковой части N и жилищную комиссию войсковой части N была возложена обязанность по обеспечению заявителя и членов его семьи жилым помещением, после чего - представить его к увольнению с военной службы. Определением того же суда от 18 июля 2011 года был определен правопреемник в установленном судом правоотношении по обеспечению заявителя жильем, которым стал Департамент.
12 марта 2012 года заявитель направил руководителю Департамента заявление, в котором просил предоставить ему информацию об основании снятия его с жилищного учета и исключении из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, на которое 3 мая 2012 года ему был дан ответ о том, что 13 ноября 2009 года он снят с жилищного учета и в настоящее время его документы находятся в уполномоченном органе на рассмотрении, в целях принятия решения о постановке его на жилищный учет.
Полагая данными действиями(бездействием) Департамента свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия и бездействие руководителя Департамента, выразившееся в снятии его с жилищного учета и исключении из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, а также ненадлежащем рассмотрении его заявления от 12 марта 2012 года, обязав названное должностное лицо устранить допущенное нарушение его прав и предоставить ему материалы, подтверждающие восстановление его на жилищном учете и в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Судом первой инстанции заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Суд обязал руководителя Департамента рассмотреть, принять решение и дать ответ в установленном порядке на заявление ФИО1 от 12 марта 2012 года. В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и его представители, выражая свое несогласие с решением суда и считая его незаконным по основаниям, предусмотренным ч.ч. 1-3 ст. 330 ГПК РФ, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы они указывают, что суд не дал правильной оценки тем обстоятельствам, что 13 ноября 2009 года заявитель был снят с жилищного учета, в то время как судебными решениями от 8 мая 2007 года и 18 июля 2011 года на Департамент была возложена обязанность по обеспечению его жилым помещением, которые также были подкреплены в последующем постановлением Европейского Суда по правам человека.
Со ссылкой на ст.ст. 13 и 259 ГПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 отмечают, что при наличии подлежащего исполнению вышеуказанного судебного решения от 8 мая 2007 года, суд обязан был проконтролировать и добиться его исполнения.
Полагают, что объявленное судом первой инстанции в судебном заседании решение не в окончательной форме (резолютивная часть) является нарушением норм процессуального права, поскольку на это указывалось Европейским Судом по правам человека.
Далее авторы жалобы обращают внимание на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23, от 31 октября 1995 года N 8, от 10 октября 2003 года N 5, а также судебные постановления Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, исходя из которых полагают, что обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с ч. 1 ст. 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявление ФИО1 в части оспаривания действий руководителя Департамента, связанных со снятием его с жилищного учета и исключением из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, не подлежит удовлетворению.
Данный вывод суда основан на том, что снятие военнослужащих с жилищного учета, равно как принятие на таковой, осуществляет уполномоченный орган Министерства обороны РФ. В то время, как суд не является таким органом, осуществляющим принятие на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 по месту службы в 2004 году был признан нуждающимся в жилом помещении и до 13 ноября 2009 года состоял на жилищном учете. 12 марта 2012 года он обратился с заявлением к руководителю Департамента, в котором просил предоставить ему информацию об основаниях снятия его с жилищного учета и исключении из реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Из письма руководителя Департамента от 3 мая 2012 года N следует, что по данным Департамента 13 ноября 2009 года заявитель был снят с жилищного учета и в настоящее время документы находятся на рассмотрении в Федеральном государственном учреждении "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. При этом, указанные в письме данные носят предположительный характер и документально не подтверждают факт снятия ФИО1 с жилищного учета.
Однако, исходя из того, что на основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2011 года N 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации жилищных прав военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации был определен Департамент, который был наделен соответствующими полномочиями только после 3 ноября 2010 года, то в установленном порядке заявитель не ставился в указанном Департаменте на жилищный учет, равно как и не снимался с него, поскольку до этого, предположительно, он был снят с жилищного учета, а сам в Департамент или в его структурные ораны с соответствующим заявлением не обращался, что следует из материалов дела.
При таких обстоятельствах, Департаментом каких-либо решений в отношении ФИО1 о постановке или снятии с жилищного учета не принималось, что следует из смысла данного заявителю ответа руководителем Департамента.
Учитывая, что ФИО1 в своем заявлении не оспаривал решение соответствующего органа о снятии его с жилищного учета, если таковое имеется, сам в установленном порядке о постановке на жилищный учет или восстановлении его на таковом в Департамент не обращался, то гарнизонный военный суд сделал верный вывод о необоснованности требований ФИО1 о восстановлении его на жилищном учете и в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Довод заявителя и его представителей о том, что решение Московского гарнизонного военного суда от 8 мая 2007 года и определение этого же суда от 18 июля 2011 года подлежат неукоснительному исполнению Департаментом в части его касающейся, является обоснованным и не подвергается сомнению судебной коллегией. При этом, указанные решения подлежат реализации в порядке исполнительного производства по делу. Однако, данное обстоятельство, с учетом характера заявленных ФИО1 требований, не может служить основанием для удовлетворения его данного заявления в полном объеме.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживаются заявитель и его представитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Каких-либо существенных нарушений гражданского процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения прав заявителя повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого решения при рассмотрении гражданского дела судом, не выявлено, поэтому оснований к его отмене, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителей - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.