Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 апреля 2013 г. по делу N 33А-496
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя заявителя Шевякова М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 января 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления подполковника Ульянова ФИО8 об оспаривании действий начальника 1 - го отдела федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник Западного регионального управления ДЖО МО РФ), связанных с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Ульянову, проходившему военную службу по контракту в войсковой части N, в августе 1992 года на состав семьи 3 человека "данные изъяты" "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной частью района была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 38,1 кв.м. В 2004 заявитель расторг брак, снялся с регистрационного учета по названному адресу и зарегистрировался по адресу войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес" "адрес". В 2008 году вышеуказанное жилое помещение было передано в собственность в порядке приватизации его бывшей супруге и дочери.
В январе 2012 года Ульянов обратился с заявлением в ДЖО МО РФ с просьбой принять его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма с составом семьи один человек. Однако решением начальника Западного регионального управления ДЖО МО РФ от 12 марта 2012 года ему было отказано в этом, поскольку он уже распорядился полученным от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке.
Полагая свои права нарушенными, Ульянов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника Западного регионального управления ДЖО МО РФ от 12 марта 2012 года об отказе в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, обязать названное должностное лицо отменить указанное решение и принять его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Ульянова отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель просят решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Ульянова в полном объеме по тем основаниям, что решение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы обращают внимание на то, что суд первой инстанции не только неправильно определил имеющие существенное значение для дела обстоятельства, но и указал в решении обстоятельства, не имеющие к делу никакого отношения.
Указывают на то, что после получения в 1992 году однокомнатной квартиры, в которой остались проживать бывшая жена и дочь заявителя после расторжения брака, Ульянов был переведен к новому месту военной службы. Следовательно, он был вынужден оставить ранее полученное жилое помещение. Кроме того, полученная им квартира является неделимой, поскольку она однокомнатная. Таким образом, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
Обращают внимание на то, что суд не привел в решении правовую позицию, изложенную Ульяновым в своем заявлении в суд. Таким образом, решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
Считают, что судом нарушены нормы материального права, поскольку не применены положения предпоследнего абзаца пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В заключение апелляционной жалобы обращают внимание на то, что суд необоснованно применил пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку заявитель требует обеспечения его жилым помещением по последнему месту военной службы, а не в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления Ульянова.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. С военнослужащим, согласно п. 18 Инструкции, не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 (справка о сдаче жилого помещения уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации) настоящей Инструкции.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства в лице Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно материалам дела Ульянов и его прежняя семья в 1992 году "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной частью района были обеспечены однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 38,1 кв.м. В 2004 заявитель расторг брак, снялся с регистрационного учета по названному адресу и зарегистрировался по адресу войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес" в "адрес". В 2008 году вышеуказанное жилое помещение было передано в собственность в порядке приватизации его бывшей супруге и дочери.
Таким образом, Ульянов, добровольно распорядившись выделенным ему Министерством обороны Российской Федерации жильем, не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку Ульянов полученным им от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением распорядился по своему усмотрению, то он не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильем от Министерства обороны Российской Федерации, а поэтому решение начальника Западного регионального управления ДЖО МО РФ от 12 марта 2012 года об отказе в принятии Ульянова на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правильным.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд не привел в решении правовую позицию, изложенную Ульяновым в своем заявлении в суд, не может быть принято во внимание, поскольку, согласно протокола судебного заседания от 30 января 2013 года, судом было оглашено заявление Ульянова, в котором он и выразил свою позицию по заявленному им предмету спора. Таким образом, суду была известна позиция Ульянова по его заявлению. Каких-либо замечаний на протокол судебного заседания, предусмотренных ст. 231 ГПК РФ, заявителем или его представителем подано не было.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 30 января 2013 года по заявлению Ульянова ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.