Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 января 2013 г. по делу N 33А-1397/96
Московский окружной военный суд в составе:
председательствующего -
Коронца А.А.,
судей:
Лаврентьева В.В. и Неустроева В.С.,
при секретаре Потанине Н.А.,
с участием заявителя ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе последней на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2012 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащей войсковой части N старшины ФИО1, оспаривавшей решение начальника N отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и общая продолжительность ее военной службы составляет более 28 лет. В 1990 году ее мужу на состав семьи из трех человек было предоставлено жилое помещение. После расторжения брака ФИО1 в 2003 году снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по месту военной службы, а 1 июня 2009 г. была принята на жилищный учет как нуждающаяся в получении жилья по договору социального найма.
8 октября 2012 г. начальник N-го отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принял решение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с обеспечением заявителя ранее жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать действия вышеуказанного должностного лица незаконными и обязать его рассмотреть вопрос о восстановлении ее на жилищном учете.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, не соглашаясь с вынесенным судом первой инстанции решением, просит его отменить и удовлетворить ее заявление.
В обоснование жалобы заявитель обращает внимание на то, что она, имея выслугу более 20 лет, как военнослужащая в период военной службы жилым помещением не обеспечивалась, но при этом состояла на учете нуждающихся в получении жилья.
По мнению автора жалобы, она не распоряжалась предоставленным ее мужу жилым помещением, а выселилась из него в 2003 году со снятием с регистрационного учета в связи с расторжением брака. При этом с момента совершения этих действий прошло более 5 лет, что в соответствии со ст.53 ЖК РФ дает ей право на обеспечение жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. N 23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд обосновал свое решение тем, что заявитель была обеспечена жилым помещением как член семьи военнослужащего и, снявшись с регистрационного учета, реализовала свое право на обеспечение жильем, которое в соответствии с положениями статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляется один раз за время военной службы при отсутствии возможности сдать выделенное ранее жилое помещение.
Суд также посчитал, что заявителем не представлено каких-либо доказательств невозможности проживания ею в указанном жилом помещении.
Однако, с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ФИО1, имеющая выслугу военной службы более 28 лет, состояла на учете нуждающихся в получении жилья с июня 2009 года.
Как указано выше, основанием для снятия ФИО1 с жилищного учета явилось ее обеспечение жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в 1990 году, когда ее мужу на семью из трех человек, в том числе на нее, было предоставлено жилое помещение в г. Нижнем Новгороде, общей площадью 46,7 кв.м. В данном жилом помещении ФИО1 проживала до расторжения 9 июня 2003 г. брака и была снята с регистрационного учета 9 декабря того же года.
Как видно из исследованных в судебном заседании доказательств, впоследствии ФИО1 снимала жилье и была зарегистрирована по месту прохождения ею военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Более того, военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 15 этого же закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из указанных положений закона следует, что государство принимает на себя обязательство не только обеспечить военнослужащих-граждан, к которым относится ФИО1, жильем, но и при наличии законных оснований улучшить их жилищные условия в период прохождения ими военной службы и после увольнения с нее.
В силу п. 14 вышеуказанной нормы закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, вопреки выводу суда первой инстанции в решении, гарантия государства обеспечить военнослужащих жильем один раз устанавливается лишь в случае предоставления жилого помещения на условиях, предусмотренных п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно представленным в суд документам, ФИО1 как военнослужащая жилой площадью от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивалась, государственного жилищного сертификата, а также ссуды на строительство (приобретение) жилья не получала, в ее собственности жилых помещений не имеется.
Из исследованных судом доказательств усматривается, что ФИО1 не была обеспечена жильем по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и жилищным законодательством Российской Федерации и состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилья по месту военной службы.
Таким образом, положения закона о возможности обеспечения военнослужащих жильем лишь однократно не относятся к установленным в судебном заседании правоотношениям.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что в 1990 году бывшим мужем заявителя было получено жилое помещение на состав семьи. В последующем ФИО1 выселилась из данного жилого помещения и снялась с регистрационного учета в декабре 2003 г. Поскольку после этого ФИО1 жилым помещением не обеспечивалась, арендовала жилье, была зарегистрирована по адресам воинских частей, в которых проходила военную службу, то командованием было принято решение о постановке ее на жилищный учет с 1 июня 2009 г.
Из вышеизложенного следует, что требования жилищного законодательства, а также законодательства о статусе военнослужащих при постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены не были.
Согласно обжалуемому ФИО1 решению должностного лица Министерства обороны России, она была снята с жилищного учета, поскольку не сдала ранее предоставленное ей как члену семьи военнослужащего жилое помещение.
Вопреки выводу суда первой инстанции, самостоятельно ФИО1 как военнослужащая не реализовывала свое право на получение жилого помещения, а поэтому решение начальника N отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии ее с жилищного учета является незаконным.
При таких данных следует признать, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права, что в силу п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, 3271, п. 2 ст. 328, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2012 г. по заявлению ФИО1 об оспаривании решения начальника N отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника N отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и обязать указанное должностное лицо восстановить заявителя на жилищном учете.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.