Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 января 2013 г. по делу N 33А-1358/57
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
судей
Караблина А.А.,
Балабанова Н.Н. и Павленка С.В.,
при секретаре Кислинской А.Д., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому военнослужащему войсковой части N младшему сержанту ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника 2 отдела ( "адрес") федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - 2 отдела), связанных с принятием решения о снятии заявителя с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, в декабре 2004 года ФИО1 на состав семьи два человека (она и сын) был выдан государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения площадью 42 кв.м. в "адрес". В марте 2005 года ФИО1 реализовала полученный сертификат, купив квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 30,4 кв.м., которую в апреле этого же года продала. В соответствии с решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 14 мая 2009 года жилищная комиссия войсковой части N внесла сына и её внучку в качестве членов семьи в списки очередников для получения жилого помещения и таким составом они и находились на жилищном учёте. 5 сентября 2012 года начальник 2 отдела приняла решение N 02-03-12/329 о снятии ФИО1 с учёта нуждающихся в жилых помещениях, так как она ранее обеспечивалась Министерством обороны РФ жильём путём выдачи государственного жилищного сертификата.
Полагая свои права нарушенными, так как сертификат выдавался на двух человек, то есть без учёта её внучки, которая, по её мнению, также имеет право на обеспечение жилым помещением, ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника 2 отдела от 5 сентября 2012 года N 02-03-12/329 и обязать указанное должностное лицо отменить его и восстановить её на жилищном учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы она указывает, что при принятии решения судом нарушены нормы материального и процессуального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отмечает, что суд первой инстанции неверно оценил положения ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пришел к неправильному выводу о предоставлении жилья от Министерства обороны РФ только один раз за все время прохождения военной службы.
Не соглашается с выводом суда о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке установленном ст. 15 вышеуказанного Закона.
Обращает внимание, что один раз право на обеспечение жилым помещением предоставляется путем выдачи государственных жилищных сертификатов или иным путем, при котором осуществляется передача жилых помещений в собственность, в связи с чем указанная норма не имеет никакого отношения к реализации права на обеспечение жилым помещением путем предоставления военнослужащему жилых помещений по договору социального найма.
Считает, что улучшение жилищных условий не может расцениваться, как повторное предоставление права на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, отмечает, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, необеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По мнению автора жалобы, суд первой инстанции необоснованно сослался на п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, которая предусматривает необходимость освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей для получения другого жилья, так как предоставление жилого помещения по договору социального найма и в собственность - разные понятия.
Считает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод об обеспеченности её жилым помещением по установленным нормам в 2005 году путем выдачи по линии Министерства обороны РФ государственного жилищного сертификата, на который приобретена квартира общей площадью 30,4 кв.м., расположенная по адресу: "адрес", так как составом семьи в количестве трех человек в "адрес" она могла быть не обеспечена.
В заключение указывает, что размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности, в связи с чем она имеет право на получение 23,6 кв.м. ((18 кв. м х 3 чел.) - 30,4 кв. м).
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями абзацев 1-3 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 Закона, а порядок обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года (далее - Инструкция).
Данные нормативные акты предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений, как дополнительные права, так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений МО РФ и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями п. 17 Инструкции, в случае освобождения занимаемого военнослужащим жилого помещения, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения.
Согласно материалов дела ФИО1 на состав семьи два человека 8 декабря 2004 года выдан жилищный сертификат на покупку жилого помещения площадью 42 кв.м. в "адрес", который был реализован и ею совместно с сыном приобретена квартира, находящаяся по адресу: "адрес", общей площадью 30,4 кв.м., которая на основании договора купли - продажи от 26 апреля 2005 года ФИО1 и её сыном продана.
Теми же материалами подтверждается, что решением начальника 2 отдела N 02-03-12/329 от 5 сентября 2012 года ФИО1 снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как она ранее получила жилищный сертификат и реализовала его, а право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ предоставляется один раз.
Кроме того, ФИО1 пояснила, что каких-либо действий по сдаче в жилищный орган Министерства обороны РФ купленной ею квартиры не предпринимала.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, закон возлагает на МО РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему ранее жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, не предусмотрено, так как обеспечение государственным жилищным сертификатом является лишь одной из форм реализации права военнослужащего на жильё.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от МО РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном ст. 15 Закона, также и по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Не влияют на правильность вывода суда первой инстанции и ссылки автора жалобы на признание иных лиц членами её семьи и повторная постановка сына заявителя на жилищный учет, так как их право на обеспечение жильём от Министерства обороны РФ является производным от права самого военнослужащего, которая в данном случае им не обладает.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм законодательства, которого придерживаются авторы апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 1 ноября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.