Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 мая 2013 г. по делу N 33А-567
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя и его представителя ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Калужского гарнизонного военного суда от 15 января 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии вышеуказанной воинской части, связанных с отказом в принятии на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы представителя должностного лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 3694, дислоцирующейся в "адрес"-1, на состав семьи 4 человека по договору социального найма жилого помещения по установленным нормам был обеспечен трехкомнатной квартирой N, расположенной по адресу: "адрес".
Рапортом от 12 января 2012 года заявитель, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, просил об увольнении с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и по данному основанию был уволен на основании приказа главнокомандующего внутренними войсками МВД Российской Федерации от 30 января 2012 года N 12.
25 сентября 2012 года ФИО1 просил о расторжении с ним договора социального найма вышеуказанного жилого помещения и изъявил желание после увольнения с военной службы быть обеспеченным жилым помещением в городе Москве, избранном им в качестве постоянного места жительства, о чем подал рапорт.
Решением командира и жилищной комиссии воинской части от 1 ноября 2012 года заявителю отказано в расторжении вышеупомянутого договора социального найма и в обеспечении жильем в городе Москве, в связи с наличием у него в городе Балабаново по договору социального найма трехкомнатной квартиры и не нахождением на жилищном учете.
Приказом командира войсковой части "данные изъяты" от 28 сентября 2012 года N 201 заявитель, с учетом причитающегося ему с 28 сентября указанного года основного отпуска, с 7 ноября 2012 года исключен из списков личного состава воинской части.
Считая незаконным решение командира и жилищной комиссии воинской части от 1 ноября 2012 года, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира и жилищную комиссию воинской части признать его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства.
Кроме того, заявитель просил взыскать в его пользу с войсковой части "данные изъяты" судебные расходы, понесенные им в связи оплатой государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и в счет услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Судом первой инстанции заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным оспоренное решение командира и жилищной комиссии воинской части от 1 ноября 2012 года и обязал жилищную комиссию повторно рассмотреть рапорт заявителя от 25 сентября 2012 года об обеспечении его жилым помещением в городе Москве.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части "данные изъяты" в пользу заявителя судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на командира и жилищную комиссию воинской части обязанности признать его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства и в возмещении судебных расходов в большем размере судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель командира воинской части просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заявитель составом семьи 4 человека в связи с предстоящим увольнением с военной службы по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен трехкомнатной квартирой N, расположенной по адресу: "адрес", в которой в настоящее время проживает.
В этой связи автор жалобы делает вывод, что после обеспечения вышеуказанным жилым помещением и отсутствием претензий к командиру и жилищной комиссии воинской части заявитель был снят с жилищного учета.
Не соглашается с выводом гарнизонного военного суда о том, что в соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, для принятия на жилищный учет в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, гражданин в своем заявлении обязан указать только избранное им место жительства.
Обращает внимание на то, что с заявлением об избрании постоянного после увольнения с военной службы места жительства заявитель в жилищную комиссию воинской части не обращался, а его рапорт командиру воинской части от 25 сентября 2012 года таковым заявлением не является.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой закона государство гарантирует военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членам их семей право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. При этом реализация данного права законодателем не поставлена в зависимость от наличия у военнослужащего-гражданина жилого помещения по месту прохождения военной службы, поскольку в этой ситуации для предоставления жилого помещения по избранному месту жительства предусмотрена обязанность сдать занимаемое военнослужащим и членами его семьи жилое помещение по месту службы, которое согласно пункту 5 статьи 15 этого же Федерального закона подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Как видно из материалов дела, заявителю на состав семьи 4 человека в связи с предстоящим увольнением с военной службы решением командира и жилищной комиссии воинской части от 30 декабря 2011 года (протокол N 16) по установленным нормам была распределена трехкомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", с предоставлением которой ФИО1 был согласен, что следует из его рапортов от 30 декабря 2011 года и 12 января 2012 года. В соответствии с вышеуказанным протоколом было принято решение о снятии заявителя с жилищного учета после заключения им договора социального найма, который им был заключен 11 января 2012 года.
На основании вышеизложенного и, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обстоятельства, связанные с обеспечением заявителя в городе Балабаново трехкомнатной квартирой и в этой связи отсутствие у него к командиру и жилищной комиссии воинской части каких-либо претензий по обеспечению жильем, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии у него права состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном после увольнения постоянном месте жительства, в частности, в городе Москве.
В соответствии с пунктом 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Пунктом 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, установлено, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими в порядке подчиненности подается рапорт.
Из материалов дела усматривается, что 25 сентября 2012 года, то есть до издания командиром воинской части приказа от 28 сентября того же года N 201 о предоставлении ФИО1 основного отпуска и об исключении его с 7 ноября 2012 года из списков личного состава воинской части заявитель подал рапорт, в котором, в том числе просил об обеспечении после увольнения с военной службы жилым помещением в городе Москве, избранном им в качестве постоянного места жительства. В этом же рапорте заявитель дал обязательство сдать занимаемое им и членами его семьи вышеуказанное жилое помещение.
Таким образом, в соответствии с порядком, установленным во внутренних войсках МВД России, 25 сентября 2012 года ФИО1 заявил о своем желании быть обеспеченным жилым помещением в городе Москве, то есть указал постоянное место жительство после увольнения с военной службы.
Указанные действия заявителя, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, на основании пункта 19 вышеуказанной инструкции являлись достаточными для рассмотрения вопроса о нуждаемости его в получении жилого помещения в городе Москве, о чем верно указал суд первой инстанции в обжалованном решении, возлагая данную обязанность на жилищную комиссию воинской части.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калужского гарнизонного военного суда от 15 января 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Зинюшин Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.