Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 марта 2013 г. по делу N 33А-304
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя, его представителя ФИО5, представителя командира и жилищно-бытовой комиссии войсковой части N ФИО6 и представителя командира и Центральной жилищно-бытовой комиссии войсковой части N ФИО9. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя на решение 235 гарнизонного военного суда от 29 октября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании действий и решений командира и жилищно-бытовой комиссии войсковой части N, Центральной жилищно-бытовой комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя и его представителя, в обоснование доводов апелляционной жалобы, а также представителей должностных лиц, чьи действия оспариваются, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, 3 марта 2004 года ФИО1, являясь майором запаса, имеющим календарную выслугу по военной службе в Министерстве обороны Российской Федерации более 10 лет, заключил контракт о прохождении военной службы в войсковой части N в лице командира войсковой части N ( "адрес"), где в закрытом военном городке проходит военную службу по настоящее время, достигнув общей продолжительности военной службы 20 лет 16 апреля 2011 года.
19 апреля 2012 года решением 235 гарнизонного военного суда, оставленным без изменения определением Московского окружного военного суда от 5 июля 2012 года, ФИО1 отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии (далее ЖБК) войсковой части N от 5 марта 2012 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения на общих основаниях, ввиду того, что заявитель, относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жилым помещением на весь период военной службы, не обратился в данный орган с заявлением по установленной форме.
3 мая 2012 года ФИО1 обратился в ЖБК войсковой части N с заявлением по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512.
29 июня 2012 года решением ЖБК войсковой части N, оформленным протоколом N 9 заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства на том основании, что он относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением, и подлежит обеспечению служебным жилым помещением на весь период военной службы.
9 июля 2012 года приказом командира войсковой части N N 190 уполномоченным органом для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих данной воинской части определен жилищный отдел этой воинской части.
12 июля 2012 года заявитель вновь обратился в ЖБК войсковой части N с заявлением о повторном рассмотрении его заявления от 3 мая 2012 года, сославшись на упомянутое выше решение 235 гарнизонного военного суда, вступившее в законную силу.
31 июля 2012 года решением ЖБК войсковой части N, оформленным протоколом N 10 заявление ФИО1 от 12 июля 2012 года ввиду передачи полномочий было передано в жилищный отдел войсковой части N для принятия решения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части N N, жилищный отдел войсковой части N был упразднен и создан отдел имущественных отношений и жилищного обеспечения.
14 августа 2012 года решением Центральной жилищно-бытовой комиссии (далее ЦЖБК) войсковой части N, оформленным протоколом N 12 заявление ФИО1 было передано в уполномоченный орган.
3 сентября 2012 года приказом командира войсковой части N N 246 на отдел имущественных отношений и жилищного обеспечения данной воинской части были возложены полномочия уполномоченного органа, осуществляющего учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
11 сентября 2012 года приказом командира войсковой части N N 264 полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, были возложены на ЦЖБК данной воинской части.
13 сентября 2012 года решением ЦЖБК войсковой части N, оформленным протоколом N 13, заявителю отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, ввиду того, что представленные документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом данное решение содержало указание на отсутствие сведений об увольнении заявителя с военной службы.
Считая свои права на получение жилого помещения в собственность по избранному месту жительства, как и на пересмотр его заявления от 3 мая 2012 года ввиду его обращения 12 июля 2012 года нарушенными, ФИО1, уточнил требования своего заявление и просил суд:
- признать заявление обоснованным, а действия и решения командира войсковой части N и руководимой им ЖБК, ЦЖБК войсковой части N, связанные с неудовлетворением заявленных ФИО1 заявлениями от 3 мая и 12 июля 2012 года просьб, - незаконными и обязать их восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме:
- признать незаконным непризнание командиром и ЖБК войсковой части N права заявителя состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения и права на получение жилого помещения в собственность в избранном постоянном месте жительства, а также уклонение ЦЖБК и жилищного отдела войсковой части N от удовлетворения просьб заявителя, выраженных в заявлениях от 3 мая и 12 июля 2012 года;
- обязать командира и ЖБК войсковой части N, ЦЖБК и жилищный отдел войсковой части N отменить решение ЖБК войсковой части N, оформленное протоколом N 9 от 29 июня 2012 года, а также протоколом ЦЖБК войсковой части N от 13 сентября 2012 года N13, признать заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (в г. Чехове) в собственность и принять решение о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по установленным нормам в собственность.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель, считая решение суда ошибочным, принятым с нарушением норм материального права и просят его отменить и принять новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы они указывают, что гарнизонный военный суд не обоснованно увязал право заявителя на обеспечения жильем в избранном месте жительства, при наличии выслуги 20 лет и более, с увольнением с военной службы.
Считают не убедительным вывод суда о том, что наличие жилого помещения у военнослужащего-гражданина, обеспечиваемого на, весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в избранном постоянном месте жительства мешало бы ему в прохождении военной службы, поскольку Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает для таких случаев обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из пункта "в" части 3 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", первый контракт о прохождении военной службы заключается с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет.
Как видно из материалов дела, после окончания прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, находясь в запасе, 3 марта 2004 года ФИО1 был заключен контракт о прохождении военной службы с командиром войсковой части N сроком на пять лет.
Таким образом, поскольку заявитель на день заключения данного контракта с войсковой частью N, в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N53-ФЗ, являлся гражданином, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что упомянутый контракт являлся для заявителя первым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данным пунктом также предусмотрено, что на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
С учетом данных правовых положений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жилым помещением на весь период военной службы, поскольку первый контракт им заключен после 1 января 1998 года, включая весь срок ее прохождения в войсковой части N, дислоцирующейся в закрытом военном городке.
При этом пункт "е" части 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
Как видно из материалов дела, контракт с заявителем заключен до 2 марта 2014 года, ввиду чего гарнизонный военный суд пришел к верному выводу, что до указанной даты в отсутствие сведений о наличии оснований для увольнения ФИО1 с военной службы тот подлежит обеспечению лишь служебным жилым помещением, а следовательно права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не имеет.
Пункт 1 статьи 15 Закона, предусматривает, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Проведя анализ данных правовых положений, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу, что вопреки мнению заявителя и его представителя, достижение общей продолжительности военной службы лишь в 20 лет не является безусловным основанием для принятия его на жилищный учет по избранному месту жительства, при отсутствии начала процедуры увольнения заявителя с военной службы.
Таким образом, с учетом приведенного выше, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявитель, как относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жилым помещением на весь период прохождения военной службы подлежит обеспечению жилым помещением в избранном месте жительства, лишь при увольнении его с военной службы.
Как видно из материалов дел, заявления ФИО1 от 3 мая и 12 июля 2012 года были рассмотрены уполномоченными для этого органами.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание отсутствие у заявителя права на обеспечение его жильем в избранном месте жительства, и отсутствие нарушений со стороны командования в отношении заявителя по обеспечению его жильем по месту военной службы, гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, об иной правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и его представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 235 гарнизонного военного суда от 29 октября 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.