Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 20 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Иванова И.С.
Виюка А.В.
при секретаре Горбачёвой А.В.
с участием: Никифоровой Л.В., Никифорова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 октября 2012 года, которым исковые требования Никифоровой Л.В. к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным постановления Администрации Великого Новгорода о снятии с учета граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учет граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, удовлетворены, постановлено:
признать постановление Администрации Великого Новгорода N " ... " от 18 апреля 2012 года в части снятия Никифоровой Л.В. с учета граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, незаконным;
обязать Администрацию Великого Новгорода восстановить Никифорову Л.В. на учете граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, под номером " ... ";
взыскать за счет средств местного бюджета в пользу Никифоровой Л.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме " ... " руб.
В удовлетворении исковых требований Никифорова Н.М. к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным постановления Администрации Великого Новгорода о снятии с учета граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учет граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий - отказано,
УСТАНОВИЛА:
Никифорова Л.В., Никифоров Н.М. обратились к Администрации Великого Новгорода с заявлением о признании незаконным постановления N " ... " от 18.04.2012 года о снятии их с учета граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обязании поставить их на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по тем основаниям, что снятие с вышеназванного учета неправомерно и нарушает их права, поскольку в собственности они никакого жилого помещения не имеют, их жилищная проблема не решена, наличие у них социального жилья не лишает их права состоять в очереди на улучшение жилищных условий.
При рассмотрении и дела в суде первой инстанции истцы Никифорова Л.В. и Никифоров Н.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Великого Новгорода - Каминская Е.Б. предъявленные требования не признала, объяснила, что Никифорова Л.В. была правомерно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности её семьи жилым помещением, поскольку " ... "2012 года с нею был заключен договор социального найма занимаемого её семьей жилого помещения, Никифоров Н.М. на данном учете не состоял.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять новое решение по делу, которым в удовлетворении требований Никифоровой Л.В. и Никифорова Н.М. отказать, указывают, что занимаемое Никифоровыми жилое помещение предоставлено по договору социального найма и данная семья не является нуждающейся в жилом помещении, поскольку площадь занимаемого ими жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, больше установленной учетной нормы, в заявлении Никифорова М.В. от 13.07.1998 года Великий Новгород не указан в качестве постоянно избранного им места жительства.
В возражениях на жалобу Никифорова Л.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что заявление Никифорова М.В. было принято Администрацией великого Новгорода и он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, право на обеспечение жилым помещением гарантировано ст.15 закона "О статусе военнослужащих" и Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, являющимися специальными нормативными актами, подлежащими применению в данном случае.
В судебное заседание Представитель Администрации Великого Новгорода не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений об уважительности причин неявки ко времени слушания дела не представил, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения Никифоровой Л.В., Никифорова Н.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08 мая 2006 года N 66-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 1998 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 15 предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п.2.1 ст.15 указанного закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что Никифорову М.В. в связи с прохождением военной службы в войсковой части " ... " г. " ... " Новгородской области на семью из четырех человек: его самого, его супруги Никифоровой Л.В., их детей Никифорова Н.М, " ... " года рождения, и Никифорову Е.М., " ... " года рождения, было предоставлено в пользование жилое помещение - двухкомнатная квартира, общей площадью " ... " кв. метров, в том числе жилой - " ... " кв. метров, расположенная по адресу: Новгородская область, г. " ... ", " ... ", " ... ".
Приказом командира " ... " тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии по личному составу N " ... " от " ... "1998 года Никифоров В.М. был уволен с действительной военной службы в связи с зачислением в запас по статье 49 части 2 пункту "А" Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил (в связи с организационно-штатными мероприятиями), приказом командира войсковой части " ... " от " ... "1998 года N " ... " Никифоров М.В. с " ... "1998 года был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат г. Новгорода, общая продолжительность военной службы Никифорова М.В. в календарном исчислении составила 20 лет 00 месяцев 10 дней.
10.07.1998 года Никифорову М.В. было выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные, в том числе постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 года N " ... ", на обеспечение жилплощадью как лица, относящегося к категории прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных после 1991 года, и находящихся на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
13.07.1998 года Никифоров М.В. обратился с заявлением в Управление по жилищным вопросам Администрации города Новгорода о принятии на учет граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, для получения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Новгороде в связи с проживанием в двухкомнатной квартире, расположенной по вышеуказанному адресу, и 13.07.1998 года был принят на такой учет.
В связи со смертью Никифорова М.В., последовавшей " ... ", на основании заявления Никифоровой Л.В. от 19.06.2000 года она была включена в список граждан, состоящих на указанном учете, вместо Никифорова М.В., с составом семьи из трех человек: ее самой и детей Никифорова Н.М., Никифоровой Е.М.
Статьей 3 Федерального закона N 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 18.04.2012 года за N " ... " Никифорова Л.В., числящаяся на учете под номером " ... " с составом семьи два человека: ее самой и сына Никифорова Н.М., была снята с вышеназванного учета на основании подп. "г" п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, и п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (редакция от 04 июня 2011 года) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу подп. "а" п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении.
Согласно подп. "и" п.7 указанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Абзац второй данного пункта предусматривает, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования Никифоровой Л.В., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что основанием для постановки Никифорова М.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения явилось избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы города Великий Новгород, он был поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, до 01.03.2005 года, и до настоящего времени по избранному постоянному месту жительства жилым помещением его семья не обеспечена, основание, по которому Никифоров М.В. был поставлен на учет, не утрачено.
Вывод суда о том, что заключение договора социального найма N " ... " от " ... "2012 года между Муниципальным образованием Солецкое городское поселение и Никифоровой Л.В. в отношении занимаемого ею и её семьей вышеназванного жилого помещения, не может служить основанием для снятия её с данного учета, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Никифорова Л.В. утратила право на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, является правильным.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий Колокольцев Ю.А.
Судьи Иванов И.С.
Виюк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.