Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 23 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Комаровской Е.И. и Ребровой И.В.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2013 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе У. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 августа 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований У. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонд РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии и включить в льготный стаж периоды службы в рядах Советской Армии с " ... " по " ... " отказано,
УСТАНОВИЛА:
У. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде (межрайонное) (далее -Управление) об обязании произвести перерасчёт пенсии и включить в льготный стаж периоды службы в рядах Советской Армии с " ... " по " ... ", указав в обоснование заявленных требований, что является получателем пенсии. " ... " страховая часть пенсии истца была пересчитана на основании его заявления, при этом учитывался стаж на соответствующих видах работ из расчёта " ... " лет " ... " месяца " ... " дней. Вместе с тем, в период с " ... " по " ... " он проходил службу в рядах Советской Армии, а до и после этого работал " ... ". Таким образом, по нормам действовавшего законодательства период службы должен быть засчитан в льготном исчислении, и общий стаж на соответствующих видах работ составлял " ... " лет " ... " месяца " ... " дня. Неправильное исчисление льготного стажа привело к занижению стажевого коэффициента, который должен был составить " ... ". Таким образом, по вине ответчика с 2004 года и по настоящее время он не дополучил " ... " рублей " ... " копейки.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен У., в апелляционной жалобе просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как видно из материалов дела истец с " ... " является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему с двойным снижением возраста по достижении 45 лет в связи с имеющимся стажем работы в районах Крайнего Севера " ... " лет " ... " месяца " ... " дней и стажем работы с вредными условиями труда по Списку N 1 " ... " лет " ... " месяца " ... " дней.
Указанная трудовая пенсия по старости назначена истцу на основании норм (пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1) вступившего с 01.01.2002 года Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно с п.3, п.4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
В соответствии с п.2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пункт 3 предусматривает, что расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При расчёте по п.3 ст. 30 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается в том числе и служба в Вооруженных Силах бывшего СССР. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
По пункту 4 расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле:
РП = ЗР x СК, где:
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. СК - стажевый коэффициент.
Однако согласно абз.40 п.4 ст.30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом при наличии общего трудового стаж, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп., а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерльного закона - 638 руб. 62 коп.
При расчёте по п.4 ст. 30 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается и том числе и служба в Вооруженных Силах бывшего СССР. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в частности, периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
По пункту 6 для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Но, поскольку пенсия У. была назначена с " ... ", то данный вариант расчета к нему не применим.
Как установлено судом, из двух возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета трудовой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закон N 173-ФЗ, так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п.4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в виду установленного ограничения, составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный по п.3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
Как видно из представленных Управлением расчетов, расчетный размер трудовой пенсии по старости истцу определен именно по п.3 ст. 30 названного закона, то есть по варианту наиболее выгодному истцу.
При этом служба в Советской Армии включена истцу в общий трудовой стаж, который на " ... " составляет " ... " год " ... " месяцев " ... " дня, соответственно стажевый коэффициент составляет " ... ", учтен и районный коэффициент в связи с работой истца в районах Крайнего Севера.
Возможности смешения формул подсчёта размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст.30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Доводы У. о том, что поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало зачёт службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении, постольку и в настоящее время она также подлежит такому исчислению, судом обоснованно не приняты во внимание, так как приведенные доводы, как правильно указал суд, относятся к случаям определения общего количества стажа, необходимого при разрешении вопроса о назначении трудовой пенсии, а не при расчете размера пенсии.
Таким образом, произведенный Управлением в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости судом признан правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
Представленный же истцом расчёт судом правомерно признан несостоятельным как противоречащий требованиям закона.
Учитывая изложенное, исковые требования истца, как основанные на неправильном применении норм материального права, судом обоснованно оставлены без удовлетворения.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу У. - без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи: Е.И. Комаровская
И.В. Реброва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.