Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 15 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.,
судей - Ребровой И.В., Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
с участием Каряки О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Каряки О.В. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 14 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска Каряки О.В. к администрации Валдайского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди отказано,
УСТАНОВИЛА:
Каряки О.В., " ... " года рождения, обратился в суд с иском к администрации Валдайского муниципального района о предоставлении жилого помещения, указав на то, что до " ... " года находился на полном государственном обеспечении как лицо, оставшееся без попечения родителей в связи с тем, что его родители в " ... " году были лишены родительских прав. По окончанию обучения в ПТУ ему было предоставлено койко-место в комнате общежития, где помимо него зарегистрированы еще три человека. При обращении в декабре 2011 года в администрацию района ему стало известно, что в период нахождения в интернатском учреждении, не смотря на то, что за ним жилое помещении не было сохранено, в льготную очередь на получение жилья он не был включен. Поскольку на момент обращения к ответчику он достиг 23- летнего возраста, то в предоставлении жилья ему было отказано. Считает, что бездействием ответчика нарушено его право на обеспечение жильем.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Каряки О.В. В апелляционной жалобе, не соглашаясь с выводом суда об отсутствии у него права на обеспечение жильем в связи с тем, что с 01 января 2013 года изменился порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требования. Отмечает, что, обращаясь в суд он просил предоставить ему жилое помещение, не уточняя вид жилого фонда и вид найма. При рассмотрении дела суд не выяснил его отношение к предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Каряки О.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Каряки О.В. родился " ... " года в " ... ", решением Валдайского районного суда от " ... " года его родители Л. и В. были лишены родительских прав, и " ... " года он был направлен в детский дом.
Из распоряжения администрации Валдайского района от " ... " года " ... " следует, что в связи с поступлением на учебу Каряки О.В. был отчислен из числа воспитанников детского дома.
По сообщению председателя комитета образования администрации Валдайского района от 23 января 1996 года, Каряки О.В. будет поставлен на льготную очередь по окончании интернатского учреждения. Однако из письма заведующего архивным сектором администрации Валдайского муниципального района от 12 февраля 2013 года N66 следует, что сведения о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в получении жилого помещения отсутствуют.
Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 27 декабря 2011 года N " ... " Каряки О.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 22 декабря 2011 года следует, что основанием к отказу послужило то обстоятельство, что заявитель старше 23 лет и ранее не состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
18 января 2012 года вышеуказанное постановление истец обжаловал в Валдайский районный суд. Решением суда от 26 января 2012 года в удовлетворении заявления о признании постановления незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Каряки О.В. было отказано. В апелляционном порядке данное решение не обжаловалось.
С настоящим иском Каряки О.В. обратился в суд 20 декабря 2012 года.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что лицам, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и не реализовавших право на жилое помещение, нормами действующего законодательства предусмотрено только предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающие обеспечение жильем данную категорию граждан по договору социального найма, утратили силу с 01 января 2013 года.
Судебная коллегия находит такой вывод суда ошибочным, изменение законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не могло служить основанием для отказа в удовлетворении требований Каряки О.В.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон о дополнительных гарантиях), как в редакции Закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ (далее Закон N15-ФЗ), так и в ранее действующих, государство гарантирует детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, нуждающимся в жилье, предоставление жилого помещения.
Так абз. 2 п.1 ст. 8 названного закона в редакции от 08 февраля 1998 года и от 22 августа 2004 года было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях в редакции Закона N15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу приведенных норм для реализации положений об обеспечении жильем ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц их числа имеет значение только факт его нуждаемости в жилом помещении.
Согласно п.9 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях (в редакции Закона N15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст.4 Закона N 15-ФЗ установлено, что действие положений ст.8 Закона о дополнительных гарантиях ( в редакции Закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (в редакции Закона N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст.11 Областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N468-ОЗ (в редакции от 11 февраля 2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют, в том числе лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение п.3).
Из статьи 2 Областного закона Новгородской области от 03 октября 2012 года N125-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что новый порядок обеспечения жильем распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего областного закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанным лицам и имевшие право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего областного закона.
Учитывая, что Каряки О.В. имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ним не было закреплено, на момент вступления в силу Закона N15 - ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями он не реализовал, поскольку не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий уполномоченным органом, жилая площадь, на которой он зарегистрирован, имеет статус общежития, то истец имеет право на обеспечение в соответствии с приведенными положениями закона, а именно путем предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.5 ст.1 Областного закона от 23 декабря 2008 года N455-ОЗ (в редакции от 11 февраля 2013 года) " О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки" органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.11 областного закона от 06 мая 2005 года N 468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", переданного для этих целей из государственной собственности в муниципальную.
В силу приведенного положения, обязанность по обеспечению жильем Каряки О.В. следует возложить на администрацию Валдайского муниципального района.
В связи с допущенным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела неправильным применением норм материального права в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ принятое по делу решение суда подлежит отмене, по делу следует принять новое решение об удовлетворении иска Каряки О.В.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Валдайского районного суда от 14 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск Каряки О.В. удовлетворить и обязать администрацию Валдайского муниципального района предоставить Каряки О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения.
Председательствующий: Н.В.Тарасова
Судьи: И.В. Реброва
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.