Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 24 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.,
судей - Алещенковой И.А., Васильевой И.Ю.,
при секретаре - Жаровой О.С.,
а также прокурора Степановой Е.И.,
с участием Филимоновской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2013 года по докладу судьи Алещенковой И.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации " ... " на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 09 января 2013 года, которым исковые требования прокурора " ... " в интересах Филимоновской Е.В. удовлетворены и постановлено обязать Администрацию " ... " предоставить Филимоновской Е.В. вне очереди по договору социального найма отдельное жилое помещение на территории Великого Новгорода, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор " ... ", действуя в интересах Филимоновской Е.В., обратился в суд с иском к Администрации " ... " (далее - Администрация), в котором просит обязать ответчика предоставить истице вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Филимоновская Е.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Администрации " ... " от " ... " поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жилое помещение ответчиком Филимоновской Е.В. не предоставлено.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене принятого судом решения, мотивируя жалобу неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указывает на невозможность исполнения постановленного судом решения по причине признания утратившим силу с 01 января 2013 года пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Кроме того, указывает, что прекращено осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем указанной категории граждан в соответствии с Областным законом Новгородской области от 31 октября 2012 года N139-ОЗ "О внесении изменений в некоторые областные законы и прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий". Администрация считает, что, поскольку обеспечение жилым помещением истицы не состоялось, к возникшим правоотношениям применимо законодательство, вступившее в силу с 01 января 2013 года.
В возражениях на жалобу прокурор " ... " просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, причины его неявки неизвестны. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Филимоновскую Е.В., возражавшую против жалобы, а также заключение прокурора Степановой Е.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по обеспечению Филимоновской Е.В. жилым помещением) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия судом искового заявления) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.1 статьи 11 Областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N 468-ОЗ (в редакции от 30 октября 2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Как установлено судом, Филимоновская Е.В. родилась " ... " года рождения, в " ... ", " ... ". Согласно записи акта о рождении сведения об отце Филимоновской Е.В. занесены со слов ее матери. Ее мать Г.Т.А. умерла " ... " в " ... ". Постановлением " ... " от " ... " " ... " над Филимоновской Е.В. было установлено попечительство, попечителем назначена Филимоновская Л.И.
В период с 2005 года по июнь 2012 года истица проходила обучение по очной форме в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого.
Постановлением Администрации " ... " от " ... " " ... " Филимоновская Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно "Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете для получения жилых помещений в " ... " на " ... ", которым исполнилось или исполнится в 2011 году 18 лет для расчета субвенции" Филимоновская Е.В. была включена в данный список.
Какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином праве у Филимоновской Е.В. отсутствует.
По окончании образовательного учреждения в июне 2012 года она жилым помещением в установленном порядке обеспечена не была.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Филимоновская Е.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия судом искового заявления) распространяется на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ.
В силу ст. 11 Областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 03 октября 2012 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
При этом реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом (за исключением мер по социальной поддержке, указанных в части 1 настоящей статьи), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области в соответствии с областным законом от 23 декабря 2008 года N455-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки" (ст. 16 Областного закона).
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении у истца права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы об изменении с 01 января 2013 года порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в связи с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и прекращением осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем указанной категории граждан в соответствии с Областным законом Новгородской области от 31 октября 2012 года N139-ОЗ "О внесении изменений в некоторые областные законы и прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий", не опровергает правомерность выводов суда и не служит основанием для отмены или изменения решения суда.
Положения ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ не связывают разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, и, соответственно, обеспечение Филимоновской Е.В. жилым помещением, с такими условиями как наличие выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что закон не связывает осуществление истцом гарантированного ему права на предоставление жилого помещения вне очереди с какими-либо иными обстоятельствами, за исключением правового статуса лица и нуждаемости последнего в улучшении жилищных условий, доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с изменением законодательства с 01 января 2013 года Филимоновская Е.В. может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем предоставления специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из изложенного, в связи с тем, что постановлением Администрации " ... " " ... " от " ... " Филимоновская Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, ее жилищные права не могут быть поставлены в зависимость от действий органов местного самоуправления, которые не исполнили обязанность, возложенную на них законодательством.
Иное толкование правоотношений сторон приведет к лишению истицы прав, предоставленных ей ч. 1 ст. 155.3 СК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как лицу из числа детей-сирот.
Суд полно исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют материалам дела, значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, поэтому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения не имеется.
Доводы жалобы были известны суду первой инстанции при рассмотрении дела, всем установленным обстоятельствам, вопреки доводам жалобы, судом дана правильная юридическая оценка. Норма материального права применена и истолкована судом правильно. Иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, не приведено. Доводы жалобы основаны на ином, ошибочном толковании нормы права, регулирующей спорные правоотношения, а потому не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 09 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Тарасова
Судьи И.Ю. Васильева
И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.