Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 17 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Смирновой Л.Н. и Сергейчика И.М.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием истца Ульянова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. "17" апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) на решение Новгородского районного суда от 10 января 2013 года, которым исковые требования Ульянова А.О. удовлетворены частично и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) включить Ульянову А.О. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с " ... " в должности " ... ");
в остальной части в удовлетворении исковых требований Ульянову А.О. отказать,
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Ульянова А.О. расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " руб.,
УСТАНОВИЛА:
Ульянов А.О. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту- Управление) об обязании зачесть в специальный стаж период работы и досрочно назначить трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указал, что стаж его работы с особыми условиями труда составляет более 15 лет. Протоколом-решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от " ... " года N " ... " ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в стаж его работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период работы с " ... " в должности " ... ", так как указанные подразделения не входят в организационную структуру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций не подтверждено. Считает данный отказ незаконным.
Судом по делу принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление с данным решением суда не согласно в удовлетворенной части, считает решение в этой части незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Ульянов А.О., выражая несогласие с приведенными ответчиком доводами, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не находит.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом полно и правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено и существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения. С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм материального закона суд обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил части.
В соответствии с пп.16 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций по достижению возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства (п.2 ст.27 ФЗ).
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года N 702, предусматривают должность спасателя.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 1995г. N151-03 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Таким образом, аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
До 01.01.2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".Таким образом, с 01.01.2002 г. законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России. Начиная с указанной даты, не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности спасателя профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 551-О-П указано на то, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что истец с " ... " работал в должности " ... " с " ... " - в должности " ... " а с " ... " - в " ... " Названные аварийно-спасательные службы, как установлено судом, не входили и не входят в организационную структуру МЧС России, относятся к структурным подразделениям органов местного самоуправления.
Вместе с тем, учитывая, что действовавшее до 01.01.2002 года законодательство не ставило в зависимость реализацию права на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями от ведомственной подчиненности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, суд пришел к верному выводу, что период работы истца в должности спасателя в профессиональной аварийно-спасательной службе г. Новгорода до 01.01.2002 года подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Должность, в которой в эти периоды работал истец, предусмотрена Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 г. N 702.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-Ф3 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Документом, подтверждающим участие в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета его участия в этих работах.
Согласно книжке спасателя, в спорные периоды истец принимал участие в устранении последствий аварий природного и техногенного характера, выполнял спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, прекращение действия опасных факторов.
Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета Ульянова А.О. сведений об особых условиях труда (код льготы) за период с " ... " при фактическом выполнении работы в особых условиях не может повлечь для работника негативные последствия в виде ограничения его прав на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам, поскольку не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вины работника в том, что в его индивидуальном лицевом счете в системе государственного пенсионного страхователя не указаны сведения об особых условиях труда, не имеется, а поэтому на него не может быть возложен риск невыполнения работодателем возложенной на него законом обязанности по предоставлению таких сведений.
Таким образом, судебная коллегия решение суда в обжалуемой части находит законным, обоснованным и отмене не подлежащим.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, признаны несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 10 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи : Л.Н. Смирнова
И.М. Сергейчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.