Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Акчуриной Г.Ж., Никитиной А.И.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Мулюковой Р.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Бузулука Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 ноября 2012 года по делу по иску Бузулукского межрайонного прокурора действующего в интересах М. к администрации муниципального образования города Бузулука Оренбургской области об обеспечении вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛА:
Бузулукский межрайонный прокурор в интересах М. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что М., "___" года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства Администрации г. Бузулука (постановление администрации г. Бузулука N от "___"), как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку её мать - Х. решением Курманаевского районного суда от 22 мая 2000 года лишена родительских прав, а отец - М. - умер "___".
Поскольку в настоящее время М. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, то обязанность по внеочередному предоставлению такого жилого помещения возлагается на администрацию г. Бузулука.
Просил возложить обязанность на ответчика по предоставлению М. жилого помещения на основании социального договора найма за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Щербатова А.В. и истец М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации г.Бузулука Потапова Т.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель Правительства Оренбургской области не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Бузулукского районного суда от 23 ноября 2012 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах М. Судом возложена обязанность на ответчика по обеспечению вне очереди М. жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г.Бузулука просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе апеллянт ссылается на то, что суд не учел при постановлении решения то обстоятельство, что выполнение органом местного самоуправления возложенной на него обязанности обеспечить ребенка-сироту жилым помещением по договору социального найма зависит от размера выделенных на эти цели материальных субвенций из бюджета субъекта, а выделенные местному бюджету средства не позволяют в 2012 году обеспечить М. жилым помещением, а исполнение судебного решения в принудительном порядке повлечет за собой нарушение прав иных детей-сирот, поставленных на учет для обеспечения жилыми помещениями ранее истицы.
В судебном заседании представитель администрации г.Бузулука не присутствовал, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Губаревой О.А., истца М., представителя третьего лица Правительства Оренбургской области Латаевой В.В., действующей на основании доверенности и полагавшей решение суда законным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и поступившие в отношение неё возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, определяется специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В соответствии со ст.8 (абзац 2 пункта 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением администрации Курманаевского района Оренбургской области N от "___" над несовершеннолетней М., "___" года рождения, установлена опека, в связи с лишением родительских прав её матери Х. на основании решения Курманаевского районного суда от 22 мая 2000 года и смертью её отца М. "___".
На основании постановления администрации города Бузулука N от "___" М. (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации города Бузулука N-п от "___") принята на учет нуждающихся в жилых помещения и включена в льготную очередь сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
20 июня 2011 года окончила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования " ***".
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, сведения о правах М. на недвижимое имущество отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив положения вышеназванных правовых норм, пришел к обоснованно выводу о том, что М., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде внеочередного предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Ввиду отсутствия оснований для лишения М. гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить М. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, суд учел своевременность обращения М. к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, отсутствие в собственности и по договору социального найма жилых помещений, утрату государственного обеспечения в связи с её окончанием обучения в образовательном учреждении.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав иных внеочередников детей-сирот, состоящих на учёте нуждающихся, посредством обеспечения вне очереди истца жилым помещением и ограниченные возможности местного бюджета, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку гарантированное государством право на обеспечение вне очереди жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких ? либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении государственных обязательств - отсутствие достаточного финансирования.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Бузулука Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.