Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Жуковой Н.В., Соловьевой Е.Ф., с участием прокурора Кобзарь А.П., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционное представление прокурора Домбаровского района Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 ноября 2012 года по делу по иску прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО МВД Ясненский, Управлению МВД по Оренбургской области о понуждении приведения здания ИВС ОП N 1 в соответствии с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МО МВД Ясненский о понуждении приведения здания ИВС ОП N 1 в соответствии с требованиями действующего законодательства, ссылаясь на то, что в ходе проверки ИВС отделения полиции N 1 (дислокация п. Домбаровский) МО МВД России Ясненский были выявлены нарушения требований Федерального закона от 15.07.1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД от 22.11.2005 года N 950.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать МО МВД России Ясненский обустроить здание ИВС отделения полиции N 1 (дислокация п. Домбаровский) в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: оборудовать карцер для выдворения лиц, совершивших невыполнение установленных обязанностей, дезинфекционную камеру для вещей, оборудовать камеры кнопками для вызова дежурного, урнами для мусора, радиоприемниками для вещания государственных программ.
Определением суда для участия в деле в качестве соответчика привлечено Управление МВД по Оренбургской области.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора Домбаровского района Оренбургской области отказано.
С таким решением суда не согласен прокурор Домбаровского района Оренбургской области, в апелляционном представлении он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., заключение прокурора Кобзарь А.П., поддержавшую доводы апелляционного представления, пояснения представителей УМВД по Оренбургской области Дударь С.С., Липкович Л.И., представителя МО МВД РФ "Ясненский" Куруеву М.А., которые согласны с вынесенным судом решением, проверив доводы апелляционного представления и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что отделение полиции N1 МО МВД России "Ясненский" (дислокация п.Домбаровский) является структурным подразделением МО МВД "Ясненский" на обслуживаемой территории Домбаровского района.
ИВС ОП N1 МО МВД России построен в 1979 г. на 5 камер для содержания следственно - арестованных на 14 посадочных мест и одна камера для содержания административно арестованных на 6 мест с центральным отоплением, водопроводом и канализацией.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в ИВС отсутствует карцер и дезинфекционная камера.
В соответствии со ст.9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 года N 103-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) (далее Закон N 103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно ч.2 ст.9 Закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанным законом установлены меры взыскания за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым, в частности, в соответствие со ст.37 могут применяться меры взыскания: в виде водворения в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте.
Статьей 40 Закона N 103-ФЗ установлена возможность водворения подозреваемых и обвиняемых в одиночную камеру или карцер за указанные в данной статье нарушения.
В обоснование требований, прокурор указал, что отсутствие в ИВС карцера нарушает положения Приказа МВД РФ N 140 ДСП от 07.05.2006 г.
Между тем, нормы указанного приказа должны быть соблюдены при разработке проектов на строительство новых зданий, сооружений и помещений ОВД, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу, что нормы данного приказа не могут применяться к действующему зданию ИВС, поскольку, как было указано выше, помещение изолятора временного содержания ОП N1 дислокация п. Домбаровский не типовое, построено в 1979 году, а одиночная камера в ИВС имеется, что не оспаривалось в судебном заседании прокурором.
Положениями ст. 23 Закона от 15.07.1995 года предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; также предусмотрена обязанность администрации указанных мест выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Во исполнение ст. 16 вышеуказанного закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее Правила), в соответствии с п.14 которых, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Судом было установлено и подтверждается материалами дела, что размещение дезинфекционной камеры в существующем ИВС невозможно. Однако, с целью соблюдения прав лиц, содержащихся в ИВС ОП N1 предусмотрена дезинфекция вещей подозреваемых, обвиняемых и осужденных при поступлении в ФКУ СИЗО-2 г.Орск, заключен договор на стирку белья с ООО "КБО" от 01.07.2012 г.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора Ясненского района, суд первой инстанции пришел к выводу, что МО МВД России "Ясненский" и УМВД РФ по Оренбургской области являются ненадлежащими ответчиками, а на замену надлежащими ответчиками прокурор не согласился.
Указанные выводы суда первой инстанции являются правильными в силу следующего.
В соответствии с ФЗ "О полиции" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст. 47 Федерального Закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", финансовое обеспечение деятельности полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующие год (ст.48).
Согласно приказа МВД РФ от 30.12.2005 года N 1167 "Об утверждении Регламента внутренней организации МВД РФ", министерство организует за счет федерального бюджета централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск МВД России финансовыми средствами на содержание подразделений системы МВД России и реализацию возложенных на них функций, осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета через территориальные (окружные, региональные, межрайонные, городские или районные) подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, являющихся распределителями и получателями средств федерального бюджета, а также контролирует их финансово-хозяйственную деятельность.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.
Исходя из изложенного, ОВД могут использовать для строительства новых, либо для реконструкции имеющихся помещений и сооружений только те денежные средства, которые поступают из федерального бюджета на эти цели исходя из утвержденных смет и лимитов.
Из материалов дела следует, что на эти цели средства федерального бюджета не выделялись, несмотря на соответствующие заявки в МВД РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Апелляционное представление по существу содержит доводы, изложенные при предъявлении иска, которые были предметом судебного исследования и получили оценку в решении, а также доводы, которые сводятся к переоценке обстоятельств, которые судом определены правильно, и доказательств, которые суд положил в основу своих выводов, и не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда, поскольку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ право оценивать доказательства предоставлено суду.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Домбаровского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.