Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей Малкова А.И. и Федотовой Е.В., при секретаре Воронковой О.В., с участием прокурора Кобзарь А.П. рассмотрев 28 марта 2013 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 14 января 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Светлинский район Оренбургской области о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Светлинский район, выразившееся в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район и о возложении обязанности образования контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район,
заслушав судью-докладчика, прокурора, просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Светлинского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением ссылаясь, прокурорской проверки установлено, что в муниципальном образовании Светлинский район Оренбургской области не создан контрольно-счетный орган муниципального образования, чем нарушены ст.34 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральный закон N 6-ФЗ от 07.02.2011 г. "Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Отсутствие контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, по мнению прокурора, указывает на то, что организация и контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств получаемых местным бюджетом из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не осуществляется, а также не осуществляется анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Светлинский район Оренбургской области, выразившееся в нарушении Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона N 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Устава муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, а именно в не образовании контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, обязать Совет депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области устранить нарушения вышеуказанных законов путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования в установленном законом порядке в срок до 01.02.2012 года.
Решением суда заявление прокурора Светлинского района Оренбургской области удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Светлинский район, выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, отвечающего требованиям Федерального закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации N 6-ФЗ от 07 февраля 2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также обязал Совет депутатов муниципального образования Светлинский район устранить нарушения вышеуказанных законов путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, обладающего организационной и функциональной независимостью и осуществляющего свою деятельность самостоятельно по вступлению решения в законную силу в течение месяца.
В апелляционной жалобе Совет депутатов МО Светлинский район Оренбургской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Суд апелляционной инстанции, заслушав прокурора, изучив материалы дела, доводы жалобы приходит к следующему.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований").
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также Закон РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Цель Закона - установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия (ст.1 Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу, что поскольку Уставом МО Светлинский район Оренбургской области предусмотрено создание контрольного органа местного самоуправления, данный орган в соответствии с федеральным законодательством может быть создан только в виде контрольно-счетного органа, ревизионная комиссия не отвечает признакам данного органа, в связи с чем указал на бездействие со стороны Совета депутатов Светлинского района по непринятию мер в части создания такого органа в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку по смыслу Федерального закона N 6-ФЗ названные выше принципы выражаются в наделении контрольно-счетного органа специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает исполнение таких функций каким-либо комитетом представительного органа.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ревизионная комиссия Светлинского района не в полной мере обладает установленными законом признаками контрольно-счетного органа муниципального образования, в связи с чем бездействие Совета депутатов Светлинского района, не предпринимающего должных мер к устранению выявленных нарушений, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на Совет депутатов обязанность принять нормативный акт, что является вмешательством в деятельность Муниципального образования, нельзя признать обоснованными, поскольку суд такого решения не принимал.
Учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 14 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.