Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Жуковой Н.В., Ившиной Т.В., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Дордий П.К. решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 февраля 2013 года по делу по иску Дордий П.К. к Управлению федеральной миграционной службы России по Оренбургской области о восстановлении статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛА:
Дордий П.К. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной миграционной службы России по Оренбургской области о восстановлении статуса вынужденного переселенца, ссылаясь на то, что 02.11.1998 года она была поставлена Миграционной службой администрации г. Оренбурга на учет в качестве вынужденного переселенца. 23.12.2005 года, в соответствии с протоколом N, комиссия УФМС России по Оренбургской области по оказанию помощи и обустройству мигрантов вынесла решение о признании Дордий П.К. утратившей статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его действия 02.11.2005 года и признании недействительным ее удостоверения вынужденного переселенца.
12.11.2012 года Дордий П.К. обратилась в УФМС России по Оренбургской области с заявлением о восстановлении статуса вынужденного переселенца, однако, ответчик отказал в удовлетворении ее просьбы. С данным решением Дордий П.К. не согласна, поскольку она, являясь инвалидом третьей группы, плохо видит и слышит. Всеми вопросами, связанными со статусом вынужденного переселенца, занималась ее дочь Дордий Н.Г., по словам которой, она представляла документы для продления статуса вынужденного переселенца, тем самым вводила ее в заблуждение. Кроме того, никаких документов из УФМС России по Оренбургской области о решении об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Дордий П.К. не получала, поэтому не могла его обжаловать. До настоящего времени она не имеет в собственности жилья, вынуждена снимать квартиру.
На основании изложенного, истица просила суд отменить решение УФМС России по Оренбургской области о снятии ее с учета в качестве вынужденного переселенца и отказе в восстановлении на учет, а также обязать УФМС России по Оренбургской области рассмотреть вопрос о восстановлении ее статуса вынужденного переселенца.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований Дордий П.К. отказано.
С указанным решением не согласна Дордий П.К., в апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
В заседание судебной коллегии Дордий П.К. не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, представителя УФМС России по Оренбургской области - Маринова А.В., действующую по доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 названного Закона.
Исходя из вышеприведенных законоположений, статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока. Для продления же срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года N 218 установлено, что для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца: лицо, признанное вынужденным переселенцем, не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление, к которому прилагаются следующие документы: заявление о продлении срока действия статуса, заявление о согласии на обработку персональных данных, удостоверение вынужденного переселенца (п.п. 49, 17.1, 17.2, 17.3).
Если заявитель не имеет возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано через уполномоченного в установленном порядке представителя (п. 16).
Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца; в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения (п. 22).
Согласно п. 54 Административного регламента заявление о продлении срока действия статуса, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения (п. 54).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.11.1998 года Дордий П.К. была поставлена на учет в качестве вынужденного переселенца на срок 5 лет, т.е. до 02.11.2003 года. В период действия статуса она проходила переучет: решением комиссии УФМС России по Оренбургской области от 16.04.2004 года (протокол N 15/445) Дордий П.К. был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на срок 1 год до 02.11.2004 года, решением комиссии УФМС России по Оренбургской области от 08.02.2005 года (протокол N 5/121) Дордий П.К. был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на срок 1 год до 02.11.2005 года. После 02.11.2005 года заявлений о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца от Дордий П.К. не поступало, документов, подтверждающих наличие препятствий в обустройстве на новом месте жительства, истица не представляла.
02.11.2005 года Дордий П.К. утрачен статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления, о чем было принято обжалуемое заявителем решение комиссии УФМС России по Оренбургской области от 23.12.2005 года (протокол N 72/1556).
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Таким образом, разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Дордий П.К. не может быть восстановлен статус вынужденного переселенца, поскольку такая возможность законом не предусмотрена, а в установленный законом срок Дордий П.К. не подала заявление о продлении статуса вынужденного переселенца. Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что Дордий П.К. и после снятия её с учета вынужденных переселенцев с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца не обращалась, хотя имеет такую возможность в соответствии с п.23 Административного регламента федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению его срока действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом ФМС России от 20.12.2007 г. N 465, в соответствии с которым заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал Дордий П.К. в удовлетворении иска.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, обоснован нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с соблюдением правил ст. ст. 12, 55, 67 ГПК РФ. По существу все доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, при этом не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дордий П.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.