судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Майоровой Л.В., Сафроновой Л.И.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Мащенко " ... " к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 13.02.2013г., которым постановлено:
"Исковые требования Мащенко " ... " к ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, удовлетворить.
Признать за Мащенко " ... " право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Мащенко " ... " выплату пенсии с " ... " года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Мащенко " ... " государственную пошлину в размере " ... " рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Мащенко Е.А., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Мащенко Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано на том основании, что факт ее проживания в период с января 1994 года по 12 января 1995 года в д. " ... ", которая до 01.02.1998г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждается регистрацией по месту жительства.
Полагала отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в указанный период она со своей семьей постоянно проживала в д. " ... ", т.е. в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы на Крайнем Севере в размере 11 лет 06 месяцев 19 дней и проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, просила признать за ней право на получение пенсии с учётом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год, обязать ответчика назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права, т.е. с " ... " года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что истица не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку период ее проживания в зоне с льготным социально - экономическим статусом с января 1994 года по 12 января 1995 года не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Ссылается на то, что суд необоснованно обязал ответчика производить истице выплату пенсии с " ... " года, поскольку такое право у неё не может возникнуть ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В силу ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьёй 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N237-Р и с 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.97г. N1582.
Согласно перечню, действовавшему до 01.02.1998 года, населенный пункт " ... " сельского поселения - д. " ... " отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС.
Как установлено материалами дела, Мащенко Е.А. с 13.01.1995 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... ".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Мащенко Е.А. ссылалась на то, что фактически она проживала без регистрации в данном населенном пункте с октября 1993 года.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Так, согласно ордеру от 24.01.1994 года N198, выданному администрацией " ... " сельского совета Орловского района Орловской области " ... " на занятие им квартиры N " ... " в доме " ... " в пос. " ... ", в качестве членов семьи указана его жена - Мащенко Е.А. и " ... " (л.д.13)
В похозяйственной книге " ... " сельской администрации за 1993-1995 годы значится хозяйство " ... ", членами семьи которого также указаны Мащенко Е.А. и " ... " (л.д.8-10)
Также судом установлено, что дочь Мащенко Е.А. - " ... " " ... " года была зачислена в " ... " класс МБОУ " " ... " школа", где обучалась до " ... " года, что подтверждается справкой данного образовательного учреждения от 19.12.2012г., алфавитной книгой записи учащихся.
То обстоятельство, что Мащенко Е.А. в спорный период времени постоянно проживала в д. " ... " подтвердили в суде и свидетели " ... ", " ... ", " ... ".
Надлежаще оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности того обстоятельства, что в период с 01.01.1994 года по 13.01.1995 года Мащенко Е.А. постоянно проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
В связи с вышеизложенным довод жалобы ответчика о том, что спорный период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, поскольку он не подтвержден регистрацией по месту жительства, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату с " ... ", поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, также не может быть принят во внимание судебной коллегией, ввиду следующего.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Как установлено судом, на момент обращения в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии по старости у Мащенко Е.А. уже имелось соответствующее право, соответственно пенсия должна быть ей назначена со дня данного обращения - с " ... " года.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 13.02.2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.