судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.,
судей Коротченковой И.И., Старцевой С.А.,
с участием прокурора Фединой Е.А.
при секретаре Сухове Д.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Орловского транспортного прокурора к ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2013года, которым постановлено:
"Исковые требования Орловского транспортного прокурора к ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" проводить проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ с использованием газоанализаторов в соответствии с п. 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005г. N 501 с момента наступления навигационного периода.
Взыскать с ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" в доход Муниципального образования "Город Орел" государственную пошлину в размере " ... "".
Заслушав дело докладу судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., объяснения представителей ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" Чичериной Л.Н. и Зудина В.В., поддержавших жалобу, возражения помощника Орловского транспортного прокурора Фединой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Орловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" (далее по тексту ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области") о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указывал, что в сентябре 2012 года Орловской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" законодательства по маломерным судам. В результате проверки было установлено нарушение пункта 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501. Ответчиком не производится технический надзор в части проведения проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ за истекший 2012 год и до настоящего времени.
25 сентября 2012 года в связи с выявленными нарушениями в адрес начальника ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" было внесено представление. Однако, нарушения законодательства устранены не были, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
Полагая, что эксплуатация маломерных судов без проведения соответствующего технического надзора, установленного нормативными правовыми актами РФ, негативно воздействует на окружающую среду в целом, транспортный прокурор просил суд:
- признать бездействие ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области", выразившееся в непроведение проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ с использованием газоанализаторов в соответствии с п. 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501, незаконным;
- обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" проводить проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ с использование газоанализаторов в соответствии с 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501 по истечении двух месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" производить проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ с использованием газоанализаторов в соответствии с п. 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501 с момента наступления навигационного периода.
В судебном заседании ответчик исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что п. 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501 не регламентирует порядок проведения регулярных проверок, и не закрепляет, что должны включать в себя проверки. Кроме того, действующим законодательством не установлено требований к выбросам в атмосферный воздух вредных веществ в отношении маломерных судов, используемых в РФ.
Указывает, что технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" - ТР ТС 026/2012, ГОСТом Р 51250-99, ГОСТом Р 52408-2005, которым руководствовался суд, вступает в силу с 1 февраля 2014 года, поэтому решение районного суда является неисполнимым.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 04 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2002 года N83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в целях реализации статьи 17 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Правительство РФ постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки) путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.
Согласно пункту 1.1 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, базами (сооружениями) для стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501 (далее Правила), указанные правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами
В соответствии с пунктом 1.2 Правил технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.
В силу пункта 2.2 Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.
Из пункта 2.4 Правил следует, что ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.
Пунктом 2.5 Правил установлено, что техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.
В соответствии с пунктом 23 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов", утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года N33 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" моторные маломерные суда должны быть спроектированы таким образом, чтобы отработанные газы двигателей содержали не более 4,8% окиси углерода (СО).
Как установлено судом и следует из Устава ФКУ "ГИМС МЧС России по Орловской области" следует, что данное учреждение входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (пункт 1.4).
К основному виду деятельности ФКУ "ГИМС МЧС России по Орловской области" пунктом 2.2 Устава отнесено, в том числе, проведение в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (л.д. 6-17).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что технический норматив выброса в атмосферный воздух окиси углерода для маломерных судов определен Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов", а порядок проведения проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух проводится на основании Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2002 года N83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" и Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, базами (сооружениями) для стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами", утвержденными Приказом МЧС России N501 от 29 июня 2005 года.
Кроме того, суд верно руководствовался Пунктом 16 Административного регламента МЧС России по исполнению государственных функций по надзору во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МСЧ России от 19 мая 2009 года N305, пункт технического освидетельствования должен иметь оборудование и измерительные приборы (инструменты) необходимые для проведения технического освидетельствования маломерного судна.
В силу пунктов 21, 22, 24-26 раздела 2, пунктов 1-3 раздела 4 Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России, ГИМС МЧС России оборудуются кренометрами, дифферентометрами динамометрами, тахометрами, газоанализаторами.
Как установлено судом, и не отрицалось стороной ответчика, в ФКУ "Центр ГИМС МЧС Росси по Орловской области" отсутствуют газоанализаторы, что также подтверждается заявкой на поставку в ФКУ "Центр ГИМС по Орловской области" газоанализаторов типа "Инфракар" (л.д. 22).
Также из материалов дела следует, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" для выполнения работ по инструментальным замерам загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников с ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО" ежегодно заключались договора (л.д. 49-55).
Из сообщения Орловского филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" следует, что по результатам проверок, заявленных заказчиком, выдается протокол результатов аналитического контроля только с указанием фактических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ определяется соответствующим надзорным органом (л.д. 87).
Из материалов дела не усматривается, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Орловской области" давало заключения по поводу соответствия техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение законодательства, регламентирующего осуществление технического надзора за маломерными судами, не проводит технический надзор в части проведения проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Судом дана надлежащая оценка всем существенным обстоятельствам дела, в связи с чем, суд обосновано удовлетворил исковое заявление Орловского транспортного прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N501, не устанавливает порядок проведения регулярных проверок, судебная коллегия считает несостоятельным в связи с вышеизложенным.
Приведенный в жалобе довод, что в отношении маломерных судов, используемых в РФ, не установлено требований к выбросам в атмосферный воздух вредных веществ, не может быть принят во внимание, поскольку из сообщения Управления Росприроднадзора по Орловской области следует, что технические нормативы выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ установлены: ГОСТом Р 51250-99 "двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения", и ГОСТом Р 52408-2005 (ИСО 8178-2:1996) "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Измерения в условиях эксплуатации" (л.д. 97).
Ссылка на то, что техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" - ТР ТС 026/2012, ГОСТом Р 51250-99, ГОСТом Р 52408-2005 не может в настоящее время применяться, как не вступивший в законную силу, не влечет отмену постановленного решения. Ссылка на указанный документ, как нормативный акт содержится в письме заместителя начальника управления ГИМС МЧС России от 30.01.2013 г. ( л.д. 138) При этом судебная коллегия считает, что требования указанного регламента и государственных стандартов в равной мере относятся и к подвесным лодочным моторам.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.