Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.
судей Сафроновой Л.И., Майоровой Л.В.
при секретаре Шалаевой И.В.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по иску Иванюшиной Г.С. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Иванюшиной Г.С. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Включить Иванюшиной Г.С. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности " ... " 15 апреля 1995 года по 31 декабря 1996 года включительно в " ... ".
Обязать ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области назначить Иванюшиной Г.С. досрочную трудовую пенсию по старости с 09 января 2013 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Иванюшина Г.С. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 15.04.1995г. по 31.12.1996г. работала " ... " в " ... "
Имея необходимый стаж работы, она обратилась в пенсионный орган с требованием о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако ответчик отказал в назначении указанной пенсии, посчитав, что период работы с 15.04.1995г. по 31.12.1996г. не подлежит зачету в льготный стаж, поскольку должность " " ... "" не поименована Списком N781. При этом указал, что стаж Иванюшиной Г.С. в календарном исчислении на момент обращения составляет 22 года 10 мес. 10 дней.
В связи с чем, просила суд включить спорный период в специальный стаж и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее - с 09.01.2013г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что спорный период работы истицы в должности " ... " не может быть включен в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку данная должность не предусмотрена действующим законодательством, а именно Списком N, утвержденным Правительством РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно пп. "а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и 3 месяца.
В интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464.
В силу данного Списка N464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978г. N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулатории в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов" должность " ... " отнесена к среднему медицинскому персоналу. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 31.08.1989г. N 504 данный документ признан рекомендательным.
Также к среднему медицинскому персоналу относит должность " ... " и ныне действующая Номенклатура должностей медицинского фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2001г. N 801н.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. N 2-п, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ним периоды по действующему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ч.2 ст.19 Конституции РФ. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Как видно из материалов дела, Иванюшина Г.С., "дата" рождения, имеет среднее профессиональное образование по фельдшерской специальности, с "дата" занимается лечебной деятельностью, прошла специализацию по лечебной физкультуре в Орловском областном физкультурном диспансере. В настоящее время работает " ... " терапевтического участка МБУЗ " ... "
Данные обстоятельства подтверждается копиями трудовой книжки, диплома, а также свидетельством о прохождении повышения квалификации, и не оспаривались ответчиком (л.д.11-14, 15, 17-18).
Одним из оснований обращения истицы с вышеуказанными требованиями явился отказ пенсионного органа засчитать в льготный стаж период работы с 15.04.1995г. по 31.12.1996г, поскольку должность " ... " отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Между тем, в спорный период работы истицы порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет медицинским работникам устанавливался Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464, в соответствии с которым средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности имеет право на получение пенсии за выслугу лет в льготном исчислении как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно исходил из того, что действовавшее до 01 ноября 1999г. правовое регулирование предусматривало возможность зачета трудовой деятельности в должности " ... " в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истицы в области пенсионного законодательства.
Включение истице в специальный стаж указанного периода не противоречит и Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, в соответствии с которым гражданин может осуществлять оценку приобретенных им до января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размере пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истицы не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении, так как должность " ... " не предусмотрена действующим законодательством, а именно Списком N 781, являются несостоятельными и не влекут отмену постановленного судом решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.