судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Салькова Александра Михайловича к ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области об оспаривании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 14 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Салькова Александра Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N13 от 21.05.2007 г. о взыскании недоимки " ... " руб.
Признать незаконным и отменить Постановление ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N 41 от 26.05.2008 г. о взыскании недоимки " ... " руб.
Признать незаконным и отменить Постановление ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N 979 от 10.06.2009 г. о взыскании недоимки " ... " руб.
Признать незаконным и отменить Постановление ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N 47 от 27.05.2010 г. о взыскании недоимки " ... " руб.
Признать незаконным и отменить Постановление ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N 232 от 17.05.2012 г. о взыскании недоимки " ... " руб."
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области - Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Салькова А.М. и его представителя - Сейкора О.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Сальков А. М. обратился в суд к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с иском об оспаривании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов.
В обоснование заявленных требований указывал, что ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в отношении страхователя КХ " " ... "" Салькова А.М. было вынесено пять постановлений о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов.
Ссылался на то, что данные постановления являются незаконными, поскольку они в его адрес не направлялись. Так в постановлениях был указан несуществующий адрес - " ... ", по которому Сальков А.М. не был зарегистрирован и не проживал, поскольку зарегистрирован по адресу: " ... " Кроме того, КХ " " ... "" не зарегистрировано в качестве юридического лица, а Сальков А.М. не имеет статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем, он не несет обязанностей по уплате страховых взносов.
Полагал, что ответчик нарушил требования части 4 статьи 25 Закона РФ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", предусматривающей обязанность территориальных органов Пенсионного фонда при взыскании недоимок с физических лиц обращаться в суд.
Просил признать незаконными и отменить Постановления ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области N13 от 21.05.2007г. о взыскании недоимки " ... " рублей, N 41 от 26.05.2008 г. о взыскании недоимки " ... " рублей, N 979 от 10.06.2009 г. о взыскании недоимки " ... " рублей, N47 от 27.05.2010 г. о взыскании недоимки " ... " рублей, N 232 от 17.05.2012 г. о взыскании недоимки " ... " рублей.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе ставится вопрос об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывается, что истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд заявлением об обжаловании постановлений о взыскании страховых взносов.
Приводятся доводы о необоснованности выводов суда об отсутствии у Салькова А.М. обязанностей по уплате страховых взносов, со ссылкой на те обстоятельства, что КХ " " ... "" с 30 июня 1993г. стоит на налоговом учете, документов, подтверждающих прекращение деятельности КХ " " ... "" суду представлено не было, а сам Сальков А.М., являясь главой крестьянского хозяйства по нормам законодательства, регулирующего правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, и по статусу приравнивается к индивидуальному предпринимателю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворению не подлежит, ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, крестьянское хозяйство " " ... "" Салькова А.М., зарегистрированное по адресу: " ... " 30.06.1993г., было поставлено на налоговый учет. (л.д.39)
Главой указанного крестьянского хозяйства является Сальков А.М., которому постановлением главы администрации Орловского района Орловской области от 17.05.1993г. был выделен земельный пай в с.Бакланово площадью 0,5 га. (л.д.41)
Постановлениями ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области N 13 от 21.05.2007г., N 41 от 26.05.2008г., N 979 от 10.06.2009г., N 47 от 27.05.2010г. и N232 от 17.05.2012г. с КХ "Тополек" Салькова A.M. были взысканы недоимки по страховым взносам, пеням в сумме " ... "., " ... "., " ... "., " ... ". и " ... ". соответственно.
Согласно справке администрации Спасского сельского поселения Орловского района Орловской области Сальков A.M. на территории администрации с.Бакланово не зарегистрирован, не проживает, хозяйственной деятельностью, связанной с предпринимательством не занимается.(л.д.22).
Из справки, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N8 по Орловской области, следует, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о приобретении физическим лицом Сальковым Александром Михайловичем статуса индивидуального предпринимателя или главы крестьянско-фермерского хозяйства.(л.д.23)
Согласно справке об отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемой
информации, в территориальной базе ЕГРЮЛ сведения о персональных
данных Крестьянского хозяйства " " ... "" Салькова A.M.
отсутствуют. (л.д.59)
По сведениям МРИ ФНС России N8 по Орловской области, Крестьянское хозяйство " " ... "" Салькова A.M. за период с 30.06.1993 г. по 2012 г. налоги не уплачивались и налоговые декларации в инспекцию не сдавались. (л.д.102)
Признавая вышеуказанные постановления незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Салькова А.М. отсутствует обязанность по уплате страховых взносов, поскольку сведения о КХ "Тополек" Салькова A.M. в ЕГРЮЛ отсутствуют, и сам истец в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован не был.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В силу статьи 7 данного Федерального закона наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N212-ФЗ) предусмотрено, что для целей данного Федерального закона под индивидуальными предпринимателями понимаются как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Соответственно главы крестьянских (фермерских) хозяйств обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в том же порядке, который установлен законодательством для индивидуальных предпринимателей.
Как установлено по делу, на основании постановления главы администрации Орловского района Орловской области от 17 мая 1993 года N305 было зарегистрировано крестьянское хозяйство " " ... "", которое в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица. Согласно данному постановлению главой указанного крестьянского хозяйства был утвержден Сальков А.М. (л.д.41)
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.
С 01 июля 2002 года вступил в законную силу Федеральный закон от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон N129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Таким образом, само по себе отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о крестьянском хозяйстве " " ... "" не означает, что данное крестьянское хозяйство утратило свой статус юридического лица.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, Сальков А.М. необходимые сведения о юридическом лице после вступления в законную силу Федерального закона N129-ФЗ в регистрирующий орган не представил.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ) невыполнение указанного в абзаце 1 пункта 3 статьи 26 данного Федерального закона требования является основанием для исключения юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона N129-ФЗ, из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" порядок исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вместе с тем, по делу установлено, что с 30 июня 1993 г. и до настоящего времени вышеуказанное крестьянское хозяйство состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, и сведения о данной организации, как о налогоплательщике, содержатся в едином государственном реестре налогоплательщиков.
При этом налоговым органом решения об исключении данного юридического лица из ЕГРЮЛ, по основанию, предусмотренному абзацем 2 пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и в установленном данным Федеральном законе порядке, не принималось.
Непосредственно самим Сальковым А.М. также не инициировалась процедура ликвидации данного юридического лица.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм за крестьянским хозяйством " " ... "" в силу закона сохраняется статус юридического лица, а за Сальковым А.М. - статус главы данного крестьянского хозяйства.
Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим иском Сальков А.М. ссылался также на те обстоятельства, что оспариваемые им постановления были приняты ответчиком с нарушением действующего законодательства в части предварительного направления страхователю требований об уплате страховых взносов.
Данные доводы истца не получили оценки суда первой инстанции, между тем они заслуживают внимания.
Так, пунктами 1, 4 статьи 25.1 Федерального закона N167-ФЗ (утратила силу с 1 января 2010 года) до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета.
В соответствии с частями 2, 7 статьи 20 Федерального закона N212-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2010 года, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона N212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Исходя из содержания приведенных выше норм, постановление о взыскании неуплаченных страхователем страховых взносов, пени и штрафов может быть принято соответствующим должностным лицом пенсионного органа только при соблюдении порядка направления страхователю требования об уплате соответствующих сумм.
В суде апелляционной инстанции представителем ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области не оспаривалось то обстоятельство, что требования об уплате страховых взносов в 2007-2010, 2012 годах направлялись истцу по адресу: " ... " Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком списками заказных почтовых отправлений.
Между тем, согласно указанному выше постановлению главы администрации Орловского района Орловской области от 17 мая 1993 года, крестьянское хозяйство " " ... "" было зарегистрировано по адресу: " ... "
Адрес постоянно действующего исполнительного органа КХ " " ... "" в ЕГРН также значится как " ... "
При постановке КХ " " ... "" на учет в пенсионном органе Сальковым А.М. адрес местонахождения данного юридического лица также был указан: " ... "
При таких обстоятельствах, поскольку требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов в 200-2010, 2012 годах пенсионным органом по адресу местонахождения КХ " " ... "" в установленном порядке не направлялись, оспариваемые истцом постановления не могут быть признаны законными, так как пенсионным органом при их вынесении не была соблюдена установленная законом процедура.
Таким образом, несмотря на допущенное судом первой инстанции при разрешении настоящего спора неправильное применение норм материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения, поскольку судом в целом было принято правильное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд заявлением об обжаловании постановлений о взыскании страховых взносов, не могут быть признаны обоснованными и послужить основанием к отмене решения суда, так как копии оспариваемых Сальковым А.М. постановлений ему в установленном порядке не вручались и по месту его жительства, или месту нахождения КХ " " ... "" не направляясь. При этом, как видно из материалов дела, о принятии пенсионным органом данных постановлений истцу стало известно лишь в августе 2012 года, после обращения судебным приставом-исполнителем взыскания на денежные средства на его счете в банке, в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления заместителя начальника ГУ -УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.05.2007г. N13. (л.д.10-12)
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену решения суда по указанным в настоящем определении основаниям.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 14 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.