Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Ульянкина Д.В.
при секретаре Постникове С.Н.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Устиновой Екатерины Федотовны к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании восстановить в сводном реестре ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Устиновой Екатерины Федотовны - Грудевой Марины Николаевны на решение Советского районного суда г. Орла от 26 февраля 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Устиновой Екатерины Федотовны к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о предоставлении однокомнатной квартиры оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., выслушав представителей Устиновой Е.Ф. - Грудеву М.Н. и адвоката Руденскую Н.В., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя ответчика Пензевой М.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Устинова Е.Ф. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании восстановить в сводном реестре ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (далее - сводный реестр) и предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывала, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мет принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалидом второй группы.
Постановлением администрации "адрес" Кромского района N от 06 апреля 2012 г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей и в последующем была включена в сводный реестр.
Однако в ноябре 2012 г. ей стало известно о том, что из сводного реестра она исключена, поскольку бывшие несовершеннолетние узники концлагерей обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не подлежат.
Считая действия ответчика по исключению ее из сводного реестра незаконными, поскольку бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых льгот социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники концлагерей, просила суд обязать ответчика восстановить ее в сводном реестре и предоставить однокомнатную квартиру.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Устиновой Е.Ф. - Грудева М.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о несогласии с выводом суда о том, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, являющиеся инвалидами определенных групп по общему заболеванию, не имеют права на обеспечение жильем, как участники Великой Отечественной войны.
Полагает, что суд неправильно истолковал Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", указав в решении на то, что данный Указ распространяется только на ветеранов Великой Отечественной войны.
Указывает, что, в силу положений п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, а также Указа Президента РФ N 1235 от 15.10.1992 года Устинова Е.Ф., являясь несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнена к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Ссылается на то, что суд в решении не дал оценку ее доводам, на которые она ссылалась в обоснованием заявленных требований, чем нарушил п. 4 ст. 198 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Упомянутым Указом Президента уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно материалам дела, Устинова Е.Ф. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, является инвалидом " ... " по общему заболеванию (л. д. 6, 15).
Постановлением администрации "адрес" Кромского района N от 06 апреля 2012 г. истица была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей (л. д. 24).
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области не оспаривала, что Устинова Е.Ф. изначально была включена в сводный реестр, однако в последующем была исключена из него, поскольку приравнивание бывших несовершеннолетних узников концлагерей по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам Великой Отечественной войны не дает оснований для возникновения у данной категории лиц права на обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета.
Отказывая истице в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения п. 8 ст. 154 вышеупомянутого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ приравнивают несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой отечественной войны. Между тем, приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Поскольку в перечень лиц, упомянутых в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 на эту категорию лиц не распространяется, суд первой инстанции обоснованно отказал истице в удовлетворении заявленных требований.
В связи с чем, доводы жалобы истицы о том, что она, как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, являющаяся инвалидом " ... " по общему заболеванию имеет право на обеспечение жильем, как участники Великой Отечественной войны, является несостоятельным и не влечет отмену судебного решения.
Поскольку Устинова Е.Ф. на основании вышеизложенных обстоятельств не имеет право на реализацию меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, исключение ее из сводного реестра является обоснованным.
В остальном доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы и соответствуют требованиям материального и процессуального закона и в жалобе не опровергнуты.
Само по себе несогласие истицы с данной судом оценкой обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности оспариваемого ею решения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Устиновой Екатерины Федотовны - Грудевой Марины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.