Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Зубовой Т.Н., Корневой М.А.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Прусаковой Натальи Сергеевны к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 05 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прусаковой Натальи Сергеевны к администрации г. Орла о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать - Администрацию г. Орла предоставить Прусаковой Наталье Сергеевне, "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один (она)".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухиной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения Прусаковой Н.С. и ее представителя Пехтерева Г.Н., просивших оставить решение без изменений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прусакова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В обоснование указывала, что она, "дата" г.р., имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Мать истицы - ФИО1, умерла "дата", отец истицы - ФИО2, умер "дата".
Ссылалась на то, что после смерти родителей истица проживала у своей тети в г. Орле. В настоящее время снимает квартиру по договору аренды по адресу: "адрес" срок аренды установлен с "дата" по "дата".
Указывала, что решений о закреплении за ней какой-либо жилой площади органами опеки и попечительства не принималось, каких-либо жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности либо ином праве, не имеется.
Полагала, что в 2012 году администрацией г. Орла ей незаконно было отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
По изложенным основаниям просила обязать администрацию г. Орла выделить Прусаковой Н.С. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 28 -33 кв.м., на состав семьи 2 человека в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истца Прусакова Н.С. заявленные требования уточнила. Просила суд обязать администрацию г. Орла предоставить ей по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по установленным социальным нормам на состав семьи один человек (она).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит решение Советского районного суда г. Орла от 05 марта 2013 года изменить.
Полагает, что при разрешении спора суду необходимо было установить сам порядок и механизм предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма и указать в резолютивной части требование о включении истицы в книгу учета и включении в соответствующие списки на предоставление жилого помещения, поскольку истица не имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке
Считает, что фактически орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, только после утверждения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в последующем формировании заявки на распределение средств областного бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для изменения постановленного судом решения по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159- ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-03 (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012"О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-03)
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Судом установлено, что Прусакова (до вступления в брак ФИО2) Наталья Сергеевна, "дата" г.р., (л.д.12, 27) относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей, а затем - к числу детей-сирот.
Из материалов дела усматривается, что мать истицы - ФИО1, уклонялась от воспитания дочери, отец ФИО2 отказался от родительских прав, в связи с чем решением Советского районного Совета народных депутатов N от 13.09.1990 ФИО10, проживающая в г. Орле по адресу: "адрес", была назначена опекуном над ФИО2 (ныне Прусаковой) Н.Н.( л.д.26)
Мать истицы ФИО1 умерла "дата", отец ФИО2 умер "дата", что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 10, 11).
В 2000 году истица окончила общеобразовательную школу-лицей N г. Орла (л.д. 33), с "дата" по "дата" истица обучалась в профессиональном училище N г. Орла (л.д. 35), с "дата" по "дата" истица обучалась в профессиональном лицей N г. Орла (л.д. 33).
Судом установлено, что истица после установления над ней опеки стала постоянно проживать у своей тети ФИО10 в г. Орле.
Так, согласно справке, выданной " ... " Прусакова ( ФИО2) Н.С. была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" период с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" (л.д. 38).
Согласно отметок имеющихся в паспорте, истица в период с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" была зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО10, расположенной по адресу: "адрес" В период с "дата" по "дата" по адресу: "адрес"; в период с "дата" по "дата" по адресу: "адрес".
В период проживания в "адрес" молодая семья Прусаковой Н.С. постановлением администрации г. Орла от 12.10.2010 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С "дата" по "дата" Прусакова Н.С. состояла в зарегистрированном браке с ФИО11, от брака имеет малолетнего сына ФИО12, "дата" г.р. В период брака проживала в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" и принадлежащем на праве собственности родственникам мужа.
В настоящее время Прусакова Н.С. работает в Орловской " ... " и проживает на территории г. Орла в арендованном жилом помещении, без регистрации.
Согласно ответу МКУ "УКХ г. Орла", представленному в материалы дела, Прусакова Н.С. ( "дата" г.р.) право на приватизацию жилых помещений в г. Орле не использовала.
Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспорено, что Прусакова Н.С. является нуждающейся в получении жилого помещения, на праве собственности или на иных правах жилыми помещениями не владеет.
Из пояснений допрошенной в качестве свидетеля в заседании судебной коллегии ФИО10 следует, что Прусакова Н.С. ее племянница, фактически находилась у нее на воспитании с годовалого возраста, официально опека оформлена в 1990 году. После чего ФИО10 были приняты меры по ее прописке в г. Орле в коммунальной квартире по адресу: "адрес", в которой она проживала с семьей ФИО10 в составе из трех человек до 2003 года. Впоследствии в целях улучшить свои жилищные условия ФИО10 продала данную комнату в коммунальной квартире и приобрела " ... " квартиру на "адрес", площадью " ... ". Барак, в котором проживала мать Прусаковой Н.С., сгорел. Жилая площадь органами опеки за Прусаковой Н.С. не закреплялась. О том, что ее племянница имела право на обеспечение жильем как сирота, ей было неизвестно, органы опеки по этому вопросу ничего не разъяснили. Мер по обеспечению Прусаковой Н.С. жильем органами опеки не принималось.
Проанализировав изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что истица имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения по закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ на территории Орла, так как город Орел является для Прусаковой Н.С. местом постоянного жительства. Кроме того, достижение Прусаковой Н.С. возраста " ... ", безусловно нуждающейся в жилом помещении, не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения, которое ею не было получено, и не освобождает администрацию г. Орла от обязанности предоставить ей такое жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суду при разрешении спора необходимо было установить порядок и механизм предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма, поскольку истица не имеет право на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке, не является основанием для изменения постановленного судом решения, т.к. порядок предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен действующим законодательством, в соответствии с которым жилое помещение лицам указанной категории предоставляется по решению органа местного самоуправления.
Ссылка в жалобе на то, что решение о предоставлении истице жилого помещения органом местного самоуправление может быть принято только после утверждения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в последующем формировании заявки на распределение средств областного бюджета, не опровергает выводов суда о наличии у истицы права на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и не свидетельствует о невозможности исполнения постановленного решения.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 05 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.