Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.,
судей Майоровой Л.В., Сабаевой И.Н.,
при секретаре Журавлевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Тиминой " ... " к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области о признании права на ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области на решение Кромского районного суда от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Иск Тиминой " ... " к ГУ УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области - удовлетворить.
Признать за Тиминой " ... " право на исчисление размера пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Обязать ответчика ГУ УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области произвести исчисление и выплату Тиминой В.С. размера пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению с момента обращения к ответчику, то есть с 28.12.2012 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Майоровой Л.В., объяснения представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области по доверенности Приведенцевой Л.Н., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тимина В.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области о признании права на назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что с 23.05.2006 она проживает и имеет временную регистрацию в " ... ", которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
До 2006 года она проживала в " ... ", но имела постоянную регистрацию там до 13.11.2012. Ее переезд в 2006 году в " ... " был вызван необходимостью ухода за больным отцом - " ... " умершим 26.06.2011.
В последующем, она вступила в наследство после его смерти, и 13.11.2012 зарегистрировалась постоянно по адресу: " ... ".
В 2012 году ей стало известно о том, что она имеет право на получение пенсии со снижением установленного возраста, как лицо, постоянно проживающее в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, 28.12.2012 она обратилась с заявлением в пенсионный орган.
Однако, письмом от 10.01.2013 ей ответчиком было отказано в назначении пенсии, поскольку в " ... " она зарегистрирована только с 2012 года, а временная регистрация не дает права на снижение пенсионного возраста.
Считая данный отказ пенсионного органа незаконным, истец просила суд признать за ней право на ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области назначить ей пенсию с момента обращения.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области в суде иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Приводятся доводы о том, что пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, назначаются по совокупности норм п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и статей 30-37 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при условии постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, либо постоянного проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет, и наличии трудового стажа не менее 5 лет.
При этом, постоянное проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом может быть подтверждено только документально, то есть место постоянного проживания определяется на основании отметки о регистрации по месту жительства в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность.
Поскольку истец была постоянно зарегистрирована в " ... " до 08.11.2012, и только с 13.11.2012 зарегистрирована в " ... ", право истца на исчисление размера пенсии за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на момент обращения в пенсионный орган еще не возникло. Факт постоянного проживания истицы в данном населенном пункте был установлен судом, поэтому отказ пенсионного органа является правомерным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом N 173 от 17.12.2001, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N1244-1 от 15.05.1991.
Согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15.12.2001 необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26.04.1986 г.) по 30.06.1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Из материалов дела следует, что Тимина В.С. с 17.05.1973 зарегистрирована по адресу: " ... " С 13.11.2012 истец имеет постоянную регистрацию по адресу: " ... " (л.д. 6-8).
28.12.2012 она обратилась в ГУ УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но получила письменный отказ.
Отказ пенсионного органа от 10.01.2013 мотивирован тем, что Тимина B.C. постоянно зарегистрирована в " ... " в ноябре 2012 года, поэтому права на назначение пенсии по нормам ст. 10 Федерального закона РФ N 166-ФЗ от 15.12.2001 она не имеет (л.д. 27-28).
Судом установлено, что истица фактически проживает в " ... " с 23.05.2006 по настоящее время, что следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания NN 78, 169, 147, согласно которым Тимина В.С. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: " ... " с 23.05.2006 по 23.05.2007, с 26.10.2007 по 26.10.2010, с 01.11.2010 по 01.11.2015 (л.д. 25, 26, 27); а также из справки " ... " сельского поселения Троснянского района N 338 от 13.09.2012 (л.д. 19).
Факт проживания Тиминой В.С. в " ... " с 2006 года подтвердили допрошенные судом жители данного населенного пункта - свидетели " ... " (л.д. 42-43).
Данные обстоятельства подтверждаются так же справкой Турейского ФАП Троснянской ЦРБ, из которой видно, что Тимина В.С. с 2006 г. проживает в " ... " и проходила лечение по различным заболеваниям, ухаживала за тяжелобольным отцом в течение 5 лет (л.д. 38).
Из материалов дела видно, что отец истицы, " ... " " ... " года рождения, умер " ... " 2011 года в " ... " (л.д. 11), и после его смерти истец оформила свои наследственные права на принадлежащее ему имущество (л.д. 16-18).
Справкой " ... " сельского поселения Троснянского района N 428 от 16.11.2012 подтверждено, что " ... " относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по настоящее время (л.д. 22).
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Законом РФ N 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Тимина В.С. с 23.05.2006 по настоящее время проживает в " ... ", относящейся к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у нее возникло право на назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с положениями ст. 10 Федерального Закона N 166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Обоснованно суд удовлетворил заявленные Тиминой В.С. требования о назначении трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения истца в пенсионный орган, то есть с 28.12.2012.
Доводы жалобы о том, что истец не представила суду документы, подтверждающие постоянное проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом и данный факт был установлен только судом, не влекут отмену постановленного решения, поскольку факт постоянного проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, поэтому оснований к изменению или отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем, с целью исключения ошибок при исполнении решения суда, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в новой редакции.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кромского районного суда Орловской области от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив ее в новой редакции:
"Исковые требования Тиминой " ... " к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области удовлетворить.
Признать за Тиминой " ... " право на назначение трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, с учетом постоянного проживания в период с 23 мая 2006 года по 12 ноября 2012 года в " ... ", относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Троснянском районе Орловской области назначить Тиминой " ... " трудовую пенсию по старости с 28 декабря 2012 года".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.