судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Углановой М.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ж.М.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ж.М.И. удовлетворить.
Признать за Ж.М.И. право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Ж.М.И. с "дата"".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - УПФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности К.Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ж.М.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом и обязании ответчика назначить пенсию на льготных условиях.
В обоснование заявленных требований указала, что при обращении к ответчику в "дата" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано на том основании, что факт ее проживания на указанной территории в период с "дата" по "дата" не подтверждается регистрацией по месту жительства.
Полагала отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в период с "дата" по настоящее время вместе со своей семьей проживает по адресу : "адрес", то есть в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, просила установить факт ее проживания в период с "дата" по "дата" по адресу: "адрес", признать право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с "дата", то есть с момента достижения возраста 52 лет.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, мотивируя тем, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Ж.М.И., поскольку проживание её в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Кроме того, ссылается на то, что досрочная трудовая пенсия по старости истице не может быть назначена с "дата", поскольку такое право у неё может возникнуть только с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 территория населенного пункта: д. Хардиково, относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела, "дата" ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Ж.М.И. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации в период с "дата" по "дата" по месту жительства на загрязненной территории.
Согласно паспортным данным, Ж.М.И., "дата" года рождения, с "дата" по настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес" "адрес". С "дата" по "дата" была зарегистрирована по адресу: "адрес".
При разрешении спора судом установлено, что в период времени с "дата" по настоящее время истица фактически проживает в "адрес" без регистрации, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой администрации " ... " от "дата" (л.д. 10)
Согласно свидетельству о заключении брака, Ж.М.И, "дата", заключила брак с Ж.А.Л. (л.д. 15).
Из паспорта гражданина РФ и справки " ... " от "дата" следует, что Ж.А.Л. в периоды с "дата" по "дата" был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: "адрес" (л.д. 12-14).
Факт постоянного проживания истицы в спорный период в
"адрес" подтверждается и похозяйственными книгами за "дата" (л.д. 92-116).
В договоре на обучение и воспитание сына истицы Ж.А.А. в НОУ " ... " от "дата" адрес проживания Ж.М.И. и Ж.А.Л. указан как "адрес" (л.д. 83-85).
В квитанциях треста " ... " и ЗАО " ... " адресом плательщика Ж.А.Л. значится "адрес" (л.д. 78-79, 87-89).
Ж.М.И., а также всем членам её семьи администрацией "адрес" выданы удостоверения о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом в населенном пункте " ... " (л.д. 76-77).
Кроме того, факт постоянного проживания Ж.М.И. в "адрес" в спорный период времени подтверждается показаниями свидетелей Т.С.П., И.Л.И., Ж.А.Л., С.Т.Н., В.Л.В., допрошенных при рассмотрении дела судом первой инстанции (л.д. 49-51, 120-123).
Таким образом, установив, что в период с "дата" по настоящее время истица постоянно проживает в д. "адрес", которая с "дата" по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Ж.М.И. имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Ж.М.И., так как ее проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным Кодексом РФ.
Несостоятельным является и довод жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в той части, что отсутствуют правовые основания для назначения истцу пенсии с "дата".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку право Ж.М.И., "дата" года рождения, на досрочную трудовую пенсию, с учетом установленного судом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом возникло с момента достижения ею пятидесяти двух лет, а в пенсионный орган она обратилась "дата", судом правильно принято решение об обязании ответчика назначить истице пенсию с "дата".
Иных доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.