судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску А.Е.Д, к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты
по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 19 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования А.Е.Д, к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области, Территориальному фонду обязательного социального страхования Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, о взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить частично.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить А.Е.Д, единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере одного миллиона рублей путем перечисления этих средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ ОО "Нарышкинская ЦРБ".
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав возражения на апелляционную жалобу истца А.Е.Д, и её представителя В.И.А. , представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по доверенности Г.Р.М. , представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Орловской области по доверенности К.Н.Н. , судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
А.Е.Д, обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование иска указывала, что с "дата" работает " ... " в " ... ".
"дата" между ней, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и БУЗ Орловской области "Нарышкинская центральная районная больница" был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшим на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области в сумме " ... " рублей.
Поскольку договор со стороны ответчика исполнен не был, денежные средства не перечислены, просила суд взыскать в её пользу с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области единовременную компенсационную выплату в размере " ... " рублей.
Определением Советского районного суда г. Орла от 01 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области).
Представители ответчиков исковые требования не признали.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представителем ФФОМС ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает на то, что при привлечении ФФОМС к участию в деле в качестве соответчика ему не была направлена копия искового заявления, в связи с чем не имелось возможности ознакомиться с исковыми требованиями и выразить в отношении них свою процессуальную позицию.
Ссылается на то, что ФФОМС не является стороной по договору, заключенному с истицей, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.
Полагает, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор).
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 приведенного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2012 года N 49 утверждено "Положение об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, трудоустроившимся в 2011 - 2012 годах в сельских населенных пунктах на территории Орловской области" (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения оно определяет условия и порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2011 - 2012 годах на работу в сельские населенные пункты на территории "адрес".
Право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий (п. 2 Положения):
1) прибывшие в 2011 - 2012 годах на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;
2) заключившие с Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, "дата" А.Е.Д, принята на должность " ... " в " ... " БУЗ Орловской области "Нарышкинская ЦРБ" (л.д. 14).
"дата" между А.Е.Д,, БУЗ Орловской области "Нарышкинская центральная районная больница" и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области (л.д. 6).
Согласно п. 7.1 договора Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области обязан предоставить медицинскому работнику единовременную выплату в течение 30 календарных дней с момента заключения договора путем перечисления на лицевой счет учреждения здравоохранения.
Во исполнение данного договора руководителем Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области "дата" был издан приказ N, из которого следует, что А.Е.Д, должна быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере " ... " рублей (л.д. 25).
В соответствии с п. 9 Положения Департамент и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области в срок до 15 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются выплаты медицинским работникам, предоставляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления выплат по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 ноября 2012 года Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области и ТФОМС Орловской области была составлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на декабрь 2012 года и направлена в ФФОМС (л.д. 23-24, 58-60).
Из материалов дела следует, что данная заявка была получена ФФОМС "дата" (л.д. 61). Однако заявка не была выполнена в связи с превышением объема бюджетных ассигнований.
Удовлетворяя исковые требования А.Е.Д,, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в единовременной компенсационной выплате, как превышение объема бюджетных ассигнований либо несвоевременное направление заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поэтому пришел к правильному выводу, что права и интересы А.Е.Д, не могут быть поставлены в зависимость от даты приема её на работу и заключения с ней договора на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты.
Довод апелляционной жалобы ФФОМС РФ о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика то, что судом были нарушены нормы гражданского процессуального законодательства РФ ввиду не направления в адрес ФФОМС РФ копии искового заявления не влечет отмену постановленного судом решения, поскольку, как усматривается из материалов дела, в ФФОМС РФ было направлено сообщение о привлечении в качестве соответчика по делу с просьбой обеспечить явку представителя в судебное заседание, назначенное на "дата", никаких ходатайств о необходимости направления в адрес Фонда копии искового заявления и отложении рассмотрения дела от указанного ответчика не поступало.
Иные доводы апелляционной жалобы ФФОМС не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.