судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Ларионовой С.В., Сафроновой Л.И.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Нестеренко Бориса Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 07.03.2013г., которым постановлено:
"Исковые требования Нестеренко Бориса Николаевича удовлетворить.
Признать за Нестеренко Борисом Николаевичем право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Нестеренко Борису Николаевичу с 06 марта 2013 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Нестеренко Бориса Николаевича расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Нестеренко Б.Н. судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Нестеренко Б.Н. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ему было отказано на том основании, что факт его проживания в период с 2000 года по 03.08.2012г. в с " ... ", которое относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не подтверждается регистрацией по месту жительства.
Полагал отказ пенсионного органа незаконным, ссылась на то, что в " ... " он постоянно проживает с 2000 года по настоящее время.
С учетом уточнения заявленных требований просил суд признать за ним право на получение льготной пенсии с учётом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в период с 03.08.2004г. по 03.08.2012г. с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права, т.е. с 06.03.2013 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что истец не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку период его проживания в зоне с льготным социально - экономическим статусом в с " ... " в период с 03.08.2004г. по настоящее время не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Ссылается на то, что суд необоснованно обязал ответчика производить истцу выплату пенсии с 06.03.2013г., поскольку такое право у него не может возникнуть ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося решения.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как отмечается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Пунктом 1 ст.20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьёй 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством РФ.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяются: до 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N237-Р и с 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N1582.
По данным перечням населенный пункт " ... " отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС.
Как установлено материалами дела, Нестеренко Б.Н. в период с 03.08.2004г. по 03.08.2012г. фактически проживал по адресу: " ... ", несмотря на то, что с 07.08.2007г. он был зарегистрирован по адресу: " ... ", а с 30.09.2008 г. по адресу: " ... " (л.д. 5).
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Так согласно сообщению УФМС России по Орловской области от 20.11.2012г. Нестеренко Б.Н. с 01.10.2008г. значился зарегистрированным по адресу: " ... " 03.08.2004г. Нестеренко Б.Н., который на тот момент имел гражданство Украины, было выдано разрешение на временное проживание на территории РФ до 03.08.2007г., при этом в период с 03.08.2004 г. по 03.08.2007 г. он значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: " ... "
Из справки Администрации " ... ". усматривается, что супруга истца - ФИО7, с которой у него " ... ". был зарегистрирован брак, постоянно проживает и зарегистрирована с 30.01.1996г. по настоящее время по адресу: " ... " (л.д.5, 7).
Из личных карточек работника " ... " Нестеренко Б.Н. усматривается, что в качестве домашнего адреса истца указано - " ... "
Согласно имеющейся в материалах дела телеграмме от 05.03.2005г. почтовая корреспонденция истцу в указанный на телеграмме период времени направлялась по адресу: " ... " (л.д.110)
Допрошенные судом в качестве свидетелей по делу ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, в судебном заседании пояснили, что истец вместе с ФИО7 с 2000 года проживал на " ... " ведя совместное хозяйство
Из договора на оказание медицинских услуг от 20.01.2004г. и медицинского заключения на иностранного гражданина для оформления разрешения на временное проживание о прохождении медицинского обследования с на иностранного гражданина для оформления разрешения на временное проживание о прохождении медицинского обследования видно, что домашним адресом истца по состоянию на 20.01.2004г. и в период с 19.12.2006г. по 17.01.2007г. указано " ... "11 (л.д.9).
Надлежаще оценив в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности того обстоятельства, что в период в период с 03.08.2004 г. по 03.08.2012г. Нестеренко Б.Н. постоянно проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
В связи с вышеизложенным довод жалобы ответчика о том, что спорный период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, поскольку он не подтвержден регистрацией по месту жительства, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату с 06.03.2013г., поскольку такое право у истца может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, также не может быть принят во внимание судебной коллегией, ввиду следующего.
В силу ч.1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку право на получение пенсии у Нестеренко Б.Н. возникло с 06.03.2013г. суд правомерно назначил истцу пенсию с указанной даты.
Руководствуясь ст.ст. " ... " 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 07.03.2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.