судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Углановой М.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Х.В.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Корсаковском районе Орловской области о назначении трудовой пенсии
по апелляционной жалобе ответчика ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Х.В.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" о назначении трудовой пенсии, удовлетворить полностью.
Признать за Х.В.Я. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Корсаковском районе Орловской области назначить Х.В.Я. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата".
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Корсаковском районе Орловской области в пользу Х.В.Я. , расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Х.В.Я. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывал, что "дата" он обратился в ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с постоянным проживанием и работой " ... " в ДСУ КООП " ... ", расположенном в д. "адрес", которая относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Однако ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано по тем основаниям, что период его постоянного проживания и работы в ДСУ КООП " ... " с "дата" по "дата" на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.
Полагал отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в указанный период времени он постоянно проживал в д. "адрес" и работал в ДСУ КООП " ... " расположенном в указанной деревне, то есть в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать за ним право на получение льготной пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с "дата", то есть с момента достижения им возраста 59 лет.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с "дата" по "дата" не подтвержден регистрацией по месту жительства, а факт работы в указанный период времени в ДСУ КООП " ... " не подтвержден документально.
Полагает, что суд необоснованно взыскал с ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области государственную пошлину.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство. Вышеприведенные нормы являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года
N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Х.В.Я. обратился в ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако "дата" ему в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период с "дата" по "дата" Х.В.Я. был временно зарегистрирован в д. "адрес", при этом являлся гражданином Республики Таджикистан. Кроме того, пенсионный орган исходил из того, что документально не подтвержден факт работы Х.В.Я. в спорный период времени в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 9-11).
Между тем, судом при разрешении спора установлено, что Х.В.Я. прибыл на территорию Орловской области из Таджикистана в "дата", значился зарегистрированным по месту пребывания с "дата" по "дата" в д. "адрес", а с "дата" по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по вышеназванному адресу, что подтверждается адресной справкой N от "дата", а также справкой администрации " ... " (л.д. 23, 24).
Из справки " ... " от "дата" следует, что в связи с приобретением гражданства истцу "дата" оформлен паспорт РФ взамен паспорта образца СССР (л.д. 26). До приобретения гражданства Российской Федерации Х.В.Я. являлся лицом без гражданства (л.д. 38).
В трудовой книжке Х.В.Я. имеется запись о том, что с "дата" по "дата" он работал в ДСУ КООП " ... " (л.д. 18), который ликвидирован вследствие банкротства (л.д. 66-68). Документы по личному составу кооператива " ... " не сохранились (л.д. 25).
Согласно нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях", Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при подсчёте страхового стажа периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина могут устанавливаться и на основании показаний двух и более свидетелей в случае утраты документов и по другим причинам не по вине работника.
Кроме имеющейся записи в трудовой книжке факт работы истца в ДСУ КООП " ... " подтверждается показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей Ч.В.Т. и Б.В.Н., которые пояснили, что в спорный период времени Х.В.Я. работал машинистом бульдозера в составе бригады в дорожно-строительном кооперативе по строительству автодороги в "адрес" (л.д. 87-88).
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "дата" N д. "адрес", где в спорный период времени проживал и работал истец, относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени постоянно проживал и работал в
д. "адрес", относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на один год.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт его постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с "дата" по "дата", а также факт работы в указанный период времени в ДСУ КООП " ... ", являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 200 рублей.
Из материалов дела следует, что при подаче искового заявления Х.В.Я. была оплачена государственная пошлина в размере " ... " рублей (л.д. 7).
Таким образом, удовлетворяя требования Х.В.Я. , суд первой инстанции обоснованно взыскал с ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области государственную пошлину в размере " ... " рублей.
Ввиду изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мценского районного суда Орловской области от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Корсаковском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.