судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Потеминой Е.В.
и судей Ирышковой Т.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Петровой Ю.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 28 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Бызеевой Е.А. и Бызеева А.А. к Администрации г.Заречного Пензенской области о признании права состоять в списках участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год - удовлетворить.
Признать за семьей Бызеевой Е.А. и Бызеева А.А. право состоять в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2013 год.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области по доверенности Давыдова А.М., просившего решение суда отменить, апелляционную жалобу- удовлетворить, истцов Бызеевой Е.А. и Бызеева А.А., полагавших, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бызеева Е.А. и Бызеев А.А. обратились в Зареченский городской суд c иском к Администрации г. Заречного Пензенской области, указав, что решением суда от 23 июля 2012 года удовлетворен их иск об отмене постановления об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении и обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г.Заречного Пензенской области от "данные изъяты" года N "данные изъяты" отменено постановление от "данные изъяты" года N "данные изъяты" "Об отказе в признании их нуждающимися в жилом помещении" и их семья была признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Администрации г.Заречного Пензенской области от "данные изъяты" года N "данные изъяты" их семья была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. В соответствии с данным постановлением они были включены в состав участников программы на 2014 год, так как они подали заявление на включение в число участников программы в сентябре 2012 года.
Не согласились с позицией Администрации г.Заречного Пензенской области. Указали, что они были лишены возможности подать заявление и документы в порядке, предусмотренном п.6.14 Постановления Администрации города Заречного от 22.03.2011 года N415 (в редакции от 25.07.2011 N1381, от 11.10.2011 N1907, от 22.11.2011 N2280, от 15.12.2011 N2490, от 20.01.2012 N90) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Заречном Пензенской области на 2011-2015 годы" в марте 2012 года, поскольку 20.03.2012 года было вынесено постановление N "данные изъяты" главой Администрации ЗАТО Заречный об отказе в признании их нуждающимися в жилом помещении.
Пунктом 6.19 Постановления предусмотрено формирование списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, уполномоченным органом до 01 сентября года, предшествующего планируемому. Однако, несмотря на состоявшееся решение суда, принято решение включить их семью в список участников на 2014 год, что нарушает их гражданские права.
В решении суда от 23 июля 2012 года указано, что "заявление Бызеева А.А. и Бызеевой Е.А. от 27 февраля 2012 года полежит рассмотрению руководителем органа местного самоуправления, которым должно быть принято решение в соответствии с требованиями действующего законодательства". Таким образом, суд подтвердил право семьи на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. с указанной в решении даты- 27 февраля 2012 года.
Просили, с учетом сделанных в ходе рассмотрения дела уточнений, признать за их семьей право состоять в списках участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" с момента отказа в признании нуждающимися в жилом помещении, а именно с 20 марта 2012 года.
Определением суда от 13 декабря 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социального развития Пензенской области и Министерство регионального развития Пензенской области.
Зареченский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация ЗАТО г. Заречного Пензенской области просил отменить решение суда и принять новое решение об отказе Бызеевым в иске к Администрации города.
Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что Бызеевы не подали заявление на участие в программе не по своей вине и о наличии виновных действий со стороны Администрации города.
Решение суда принято в нарушение закона. Суд ошибочно указал, что 27 февраля 2012 года семья истцов обратилась в Администрацию города Заречного с заявлением о включении в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 г.г.". Фактически Бызеевы обратились с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, что подтверждено их заявлением.
Подача заявления на участие в подпрограмме зависела исключительно от волеизъявления Бызеевых.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Пензенской области от 21.03.2011 г. N 77 в список включаются молодые семьи, уже признанные участниками подпрограммы до 20 августа года, предшествующего планируемому. В число участников подпрограммы Бызеевы включены 19 сентября 2012 года. В соответствии с п. 5.4 того же приказа семьи включаются в список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в подпрограмме 2011-2015 годы, заявление подано 14 сентября 2012 года.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области по доверенности Давыдов А.М. просил решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, вынести новое решение, которым в иске Бызеевым отказать.
Истцы Бызеева Е.А. и Бызеев А.А. в суде апелляционной инстанции просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства социального развития Пензенской области и Министерства регионального развития Пензенской области не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей.
Согласно пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, данных в Приложение N3 к подпрограмме, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 названных Правил).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (пункт 17).
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 21).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункт 22).
В соответствии с Порядком формирования органом местного самоуправления списка молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011 года N77 Орган местного самоуправления формирует Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, представляет его в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (п.3). При этом
в Список включаются молодые семьи, признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы до 20 августа года, предшествующего планируемому, и не включенные в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Подпрограмме на 2011 - 2015 годы, утвержденный в предшествующем планируемому году приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (п.4). Сформированный Список утверждается актом органа местного самоуправления (п.6). Внесение дополнительных лиц в Список после 1 сентября года, предшествующего планируемому, не допускается (п.7).
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что 14 сентября 2012 года Бызеев А.А. и Бызеева Е.А. обратились в Администрацию города Заречного Пензенской области с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, приложив к заявлению копии паспортов, копию свидетельства о браке, копию постановления Администрации города Заречного от 6 сентября 2012 года N1859 о признании нуждающимися в жилом помещении Бызеева А.А. и члена его семьи Бызеевой Е.А., копию постановления Администрации города Заречного от 20 марта 2012 года N 545 о признании семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Администрации города Заречного от 19 сентября 2012 года N 1926 семья Бызеевых включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, о чем истцам было сообщено письмом N "данные изъяты".
Истцы Бызеевы, обратившись в суд, определили в качестве предмета иска требование о признании за их семьей право состоять в списках участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" с момента отказа в признании нуждающимися в жилом помещении, а именно с 20 марта 2012 года, ссылаясь на незаконные действия Администрации города Заречного, вынесшей Постановление от 20 марта 2012 года об отказе в признании их нуждающимися в жилом помещении, впоследствии отмененное решением суда.
Удовлетворяя иск Бызеевых, суд первой инстанции признал установленным, и исходил из тех обстоятельств, что 27 февраля 2012 года истцы обращались в Администрацию г.Заречного с заявлением о включении в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, однако истцы не подали заявление на участие в подпрограмме до формирования Списка (по дате поступления) - до 01 сентября 2012 года, и не вошли в число молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, не по своей вине, а ввиду вынесения Администрацией г.Заречного от 20 марта 2012 года N547 Постановления, которым им было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, отмененного решением Зареченского городского суда Пензенской области, вступившим в законную силу 28.08.2012 года, следовательно, имеют право состоять в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2013 год.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку из вышеприведенных положений Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что законодатель связывает момент реализации молодой семьей намерения стать участниками подпрограммы в целях получения социальной выплаты с моментом подачи в орган местного самоуправления по месту жительства заявления и других документов, перечисленных в п. 15 Правил, иного действующими правилами не предусмотрено.
Как указывалось выше, Бызеевы обратились в Администрацию города Заречного Пензенской области с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы, представив полный пакет документов 14 сентября 2012 года.
В число участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2014 году они включены 19 сентября 2012 года, то есть в точном соответствии с Порядком формирования органом местного самоуправления списка молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21 марта 2011 года N77.
Законных оснований для признания за семьей Бызеевых права состоять в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2013 год у суда не имелось.
К таковым нельзя отнести установление судебным решением от 23 июля 2012 года факта незаконного отказа Администрации г. Заречного Пензенской области в признании истцов нуждающимися в жилом помещении и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; поскольку документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, не является единственным для признания молодой семьи участниками подпрограммы в целях получения социальной выплаты и включение их в число участников подпрограммы на определенный период.
С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и в соответствии с положениями ст.ст. 330, 328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении иска Бызеевых к Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области, Министерству социального развития Пензенской области и Министерству регионального развития Пензенской области следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 28 декабря 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске Бызеевой Е.А. и Бызеева А.А. к Администрации ЗАТО города Заречного Пензенской области, Министерству социального развития Пензенской области, Министерству регионального развития Пензенской области о признании права состоять в списках участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2013 год отказать.
Апелляционную жалобу Администрации ЗАТО города Заречного Пензенской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.