Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой, судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В., при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить -возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края на эти цели, предоставить Прожериной А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Перми.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения Прожериной А.В., заключение прокурора Синевой A.M., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах Прожериной А.В. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить на администрацию города Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края на эти цели, предоставить Прожериной А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м. в границах города Перми.
Свое требование прокурор обосновал тем, что в ходе проведенной проверки по заявлению Прожериной А.В. установлено, что она имеет статус лица из числа детей-сирот, так как ее отец П., /дата рождения/, умер /дата/, мать П1., /дата рождения/, лишена родительских прав 29.01.2001 года; по постановлению администрации г. Далматово Курганской области от 12.07.2007 г. N 153р Прожерина А.В. поставлена на жилищный учет, жилых помещений не имеет, ранее проживала у тети - М. после смерти которой в 1998 году помещена в детский дом, где находилась до 2005 года, с 2005 г. по 2008 г. обучалась в Курганском институте железнодорожного транспорта; с 2008 г. переехала в г. Пермь и проживает в настоящее время, с 01.09.2010 г. обучается в ГОУ ВПО " ***"; администрацией г. Далматово Курганской области Прожерина А.В. была поставлена на жилищный учет, но в июне 2012 года снялась с учета для постановки в г. Перми, однако управлением жилищных отношений администрации города Перми в августе 2012 года Прожериной А.В. незаконно отказано в постановке на такой учет.
В судебном заседании представитель прокурора просила иск удовлетворить, истец на иске настаивала, пояснив, что жилых помещений у нее и ее родителей нет, живет в квартире у знакомых временно - на период обучения в учебном заведении.
Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 102, 104, 106), администрация города Перми просит рассмотреть дело без участия ее представителя (л.д. 107), Правительство Пермского края представителя в суд не направило. В ранее поступивших отзывах на иск ответчики иск не признали (л.д. 87-91, 95-97).
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит правительство Пермского края, считая его незаконным и необоснованным. Судом не принято во внимание, что распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 07.08.2012 года N 23 Прожериной А.В. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 15 Правил учета детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являющихся Приложением к Указу Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления Пермского края по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Поскольку отсутствует документ органа местного самоуправления о постановке на учет Прожериной, она теряет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м, со ссылкой на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, считают необоснованным. Указывают, что в силу ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что данные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, которым утверждены "Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении". В соответствии с Правилами жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Ст. 50 ЖК РФ, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальным образовании уровня обеспеченности жилыми помещения (ч.2 ст. 50 ЖК РФ). Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Прокурор, участвующий в деле в письменных возражениях просит судебное решение оставить без изменений.
Представитель Правительства Пермского края в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Прожерина А.В. просит судебное решение оставить без изменений.
Прокурор Синева A.M., считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит судебное решение оставить без изменений.
Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы ( в соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Прожерина Анастасия Владимировна родилась 29 июня 1989 года в с. Новопышминское Сухоложского района Свердловской области, ее отец - П., умер /дата/, мать - П1. первоначально по решению Далматовского районного суда Курганской области от 18.02.1998 г. была ограничена в родительских правах, затем по решению Далматовского районного суда Курганской области от 29.01.2001 г. лишена в отношении Прожериной А.В. родительских прав, опекуном Прожериной А.В. до 18.08.1998 г. являлась М., которая /дата/ умерла, в связи с чем Прожерина А.В. направлена в детский дом, где находилась до 14.06.2005 г., что подтверждается сведениями в паспорте Прожериной А.В., свидетельстве о ее рождении, свидетельством о смерти Прожерина В.А., копией решения Далматовского районного суда Курганской области от 29.01.2001 г., постановлением администрации Далматовского района Курганской области от 21.12.1998 г. N 537, справками (л.д. 7-8, 10-12,17-24,25,71).
Таким образом, судом правильно установлено, что Прожерина А.В. относилась к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Также судом установлено, что при помещении Прожериной А.В. в детский дом какое-либо жилое помещение за ней не закреплялось, постановлением администрации г. Далматово от 12.07.2007 г. N 153р Прожерина А.В. принята на жилищный учет с включением в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (под N 15), зарегистрированный в детском учреждении по адресу: **** (л.д. 7-8,14-15,25).
Регистрацию по указанному адресу, принадлежащему детскому учреждению -"Далматовская санаторная школа-интернат" Прожерина А.В. сохраняла до 03.12.2012 г., в настоящее время зарегистрирована по месту жительства на территории г. Перми, что подтверждается сведениями в паспорте Прожериной А.В. (л.д.71, 111-113)..
Судом также установлено, что 15.06.2012 г. Прожерина А.В. по ее заявлению администрацией г. Далматово с такого учета снята в связи со сменой места жительства на г. Пермь (л.д. 73, 74, 84. 85), где она с 2010 года проходит обучение в Пермском институте железнодорожного транспорта ГОУ ВПО " ***", период окончания обучения 30.06.2013 г. (л.д. 26); на заявление о принятии на такой учет в г. Перми (л.д. 61) распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 07.08.2012 г. N 23 Прожериной А.В. отказано в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Перми, поскольку город Пермь не является место регистрации рождения Прожериной А.В. или местом ее выявления в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, и первичного устройства в семью (л.д. 60).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, следовательно вправе претендовать на получение жилья вне очереди по договору социального найма, как это было установлено, действующим на момент вынесения решения законодательством.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ ( в редакции, действующей на момент рассмотрения дела), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности доводов прокурора и истца, суд, правильно, применил нормы материального и процессуального права, приведенные выше. Установив, что Прожерина А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, поскольку до настоящего времени жильем не обеспечена. При этом, суд также пришел к правильному выводу, что с 2010 года постоянным местом жительства Прожериной является город Пермь, где она обучается в учебном учреждении, проживает, была снята с учета лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, по причине переезда на постоянное место жительства в г. Пермь, в постановке на жилищный учет в г. Перми ей было необоснованно отказано, следовательно требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 кв. м, являются законным и подлежащими удовлетворению.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет для одиноких граждан 33 кв. м.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями Закона Пермского края от 14 июля 2008 N 255-ПК, поскольку данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так как является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения. Нормы материального права, действующие на момент разрешения спора, применены судом правильно
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционные жалоб не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2012 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.